Примерное время чтения: 2 минуты
344

Блеск и нищета остановок  

Хочется спросить людей, которые занимаются проектированием, утверждением и строительством автобусных павильонов в Алматы: передвигались ли они когда-нибудь общественным транспортом по нашему городу [газетная статья]?

Когда я учился в алма-атинском политехе, у меня была знакомая, которая обучалась на архитектора. От неё я узнал, что такое клаузура: это когда за короткое время нужно создать рабочий проект на заданную тему. Тогда меня поразили проекты остановок для общественного транспорта, которые разрабатывали студенты. Помимо дизайнерских изысков в них было продуманно всё – широкие козырьки, ветрозащитные стены. А какое чувство национального колорита! Затем сами ребята лучшие проекты воплощали в жизнь в студенческих строительных отрядах.

Только на наших современных остановках вы можете получить целый комплекс услуг, включающий душ в дождливую погоду и жаркую сауну в солнечный день. Если в осеннюю пору, когда случаются сильные дожди, вам приходится ждать автобуса, то вы наверняка промокнете до нитки. Навесы над остановками такие узкие и высокие, что не защищают от дождя. А брызги из-под колес несущихся мимо автомобилей окатят вас с ног до головы, и спасение от этого – спрятаться за стенкой остановки, то есть выйти под дождь.

-
Фото: Олег Белов

Стеклянные стенки, казалось бы, увеличивают обзор. Но в летнюю жару и духоту покажется, что вы находитесь за дверцей духовки. Раскалённая железная крыша, железные или стеклянные стенки, железные скамейки! Подождав автобус, чувствуешь себя этаким испеченным пирожком. И единственное спасение – отползти в тень от деревьев, если они поблизости сохранились.

Достаточно проехаться по любому автобусному маршруту, чтобы увидеть все разнобезобразие этих сооружений. Также поражает отсутствие привязанности к культурному коду нашего города. Раньше в архитектуре остановок чувствовался национальный колорит, использовался национальный орнамент, барельефы и мозаика. А сейчас – полная безликая серость. И абсолютная нефункциональность.

И пока в мире создают павильоны, оборудованные кондиционерами, специальным освещением в темное время суток, электропитанием для подзарядки мобильных телефонов, мы движемся в противоположном направлении. Невольно встает вопрос: кто остановит разработчиков казахстанских остановок?

Александр Митрофанский, дизайнер, Алматы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых