Как проходит реконструкция стратегической трассы Талдыкорган–Усть-Каменогорск
ПОСТРОЕННАЯ В 1927–1930 ГОДАХ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТУРКСИБ СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ИНФРАСТРУКТУРНЫМ ПРОЕКТОМ НА ВОСТОКЕ КАЗАХСТАНА. ПОЗЖЕ ПОЯВИЛАСЬ И АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАССА, НО КАЧЕСТВО ЕЕ ПОКРЫТИЯ ЧАСТО ОСТАВЛЯЛО ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО. ДОРОГА БЫСТРО ИЗНАШИВАЛАСЬ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СУРОВЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ И БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «КАЗАВТОЖОЛ» РЕШИЛА НАПОЛНИТЬ НОВОЙ ЭНЕРГИЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРКСИБ И ПРОВОДИТ ПОЛНУЮ РЕКОНСТРУКЦИЮ ТРАССЫ ТАЛДЫКОРГАН – УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. [газетная статья]
Сейчас полным ходом идут работы на этой автодороге протяженностью 767 км. В общей сложности задействовано более пяти тысяч работников. Директор Алматинского областного филиала АО « НК «КазАвтоЖол » Болатбек Айтбаев рассказал нам, что с начала реализации проекта регулярно проводятся курсы по обучению персонала из числа местного населения по таким специальностям, как оператор асфальтоукладчика, оператор автогрейдера, экскаватора, катка. В итоге местные жители получают место работы и осваивают новые специальности. Работы ведут одновременно пять участков. На каждом из них есть вахтовый поселок, лаборатории, производственная база. Дорожникам приходится внимательно следить и за состоянием готовых дорог.
ШТРИХИ К ДОРОЖНОМУ ПОЛОТНУ
– Болатбек, чем вы объясняете недавний подъем бетонных плит на Хоргосской трассе?
– В этом году на шести участках трассы Алматы – Хоргос произошло поднятие плит, так называемое «коробление». Этот участок был сдан в эксплуатацию в 2017 году. В 2019 году он стал платным. В начале июля была создана комиссия для определения причин поднятия. Бетон при нагреве имеет свойство расширения. Причинами стали высокая температура, вызванная затяжной жарой. Вторая причина – в процессе содержания дороги в целях экономии обочины были отсыпаны инертным материалом. В процессе содержания необходимо своевременно проводить замену температурных швов. На момент проверки оказалось, что температурные швы заполнены мелким инертным материалом, что не дало плитам нужного хода при расширении. Эти недостатки были устранены.
– Многие водители отмечают, что бетонное покрытие способствует сильному гололеду. Были ли попытки использовать дополнительные материалы, чтобы обезопасить движение?
– На одном из участков Капчагайской трассы мы использовали мелкодисперсионные слои поверх бетона. Это позволило улучшить сцепление шин с дорогой и уменьшило шумность.
– Почему не стали покрывать всю Капчагайскую трассу этими слоями?
– Состояние дорожного покрытия на сегодняшний день удовлетворительное. Дальнейшее использование подобного покрытия зависит от выделения бюджетных средств.
– Какое главное средство для борьбы с гололедом сейчас?
– Это применение противогололедных материалов, как правило, это жидкостные реагенты.
Трассу от Талдыкоргана до Алаколя планируют полностью реконструировать в 2022 году. Уже сейчас закончены основные работы на участке Ушарал – Акши. Правда, мы заметили, что один из мостов новой дороги используется как скотопрогонный. Коровьи стада создают серьезную помеху для автомобилистов. И здесь нужно найти техническое решение.
Не менее активно ведутся работы и в Восточно-Казахстанской области, где в проекты реконструкции привлечены итальянские специалисты. Кроме участка дороги до Усть-Каменогорска, здесь проводится ремонт двухполосной трассы Калбатау – Майкапшагай протяженностью 415 км. Эта дорога проходит к югу от Зайсана и доходит до китайской границы. Работы в ВКО планируют завершить в 2023 году.
Для того чтобы сохранить новую дорогу, необходимо будет наладить систему контроля движения большегрузного транспорта. Это касается весовой нагрузки на каждую ось, а также температурного режима. Важно внимательно следить за тем, чтобы тяжелые фуры двигались по трассе только в ночное время.
ПИКНИКИ У ОБОЧИНЫ
Вместе с реконструкцией дороги одновременно ведутся работы по развитию центров придорожного обслуживания. Одиноко стоящие вдоль трасс примитивные туалеты не оправдали себя.
Даулет Сиранов, руководитель проектов по строительству объектов придорожного сервиса, показал нам, как выглядит идеальный объект для обслуживания автомобилистов:
– В начале этого года мы открыли первый комплекс Comfort на 20-м километре Капчагайской трассы. Водители могут здесь не только заправить свои машины, но и поесть в недорогой столовой или ресторане быстрого питания. Есть бесплатная парковочная зона, на которой могут разместиться до 40 фур. Также здесь расположен минимаркет с качественными товарами, где можно купить все необходимое в дороге. Есть свободный Wi-Fi, комфортные бесплатные туалеты, в том числе для инвалидов. Водители-дальнобойщики могут воспользоваться душевой. Есть даже намаз-хана. Мы подписали меморандум с «КазАвтоЖолом» о строительстве 35 подобных объектов по трассам республиканского и областного значения в течение трех-четырех лет. Второй будет строиться на Бишкекской трассе, перед городом Каскелен. В ближайшее время такие центры появятся в Акмолинской, Жамбылской и Карагандинской областях.
– Подобные центры актуальны на удалении от городов. Какой смысл было строить его здесь, в 20 км от Алматы?
– Когда люди едут отдыхать на Капчагай, им часто нужно заправиться, купить что-то в дорогу и дальше ехать, не беспокоясь. Особенно много посетителей у нас в выходные дни. Что касается удаленных центров, то они тоже появятся. Один из них будет построен в районе города Ушарал. Думаю, его по достоинству оценят автотуристы, отправляющиеся на Алаколь.
КСТАТИ
ПЛАТНЫЕ АВТОДОРОГИ КАЗАХСТАНА
Справка по сборам, 2020 год.
Участок Нур-Султан – Щучинск. Сборы составили 1 672 125 343 тенге.
Участок Нур-Султан – Темиртау. Сборы составили 1 914 063 518 тенге.
Участок Алматы – Хоргос. Сборы составили 1 121 587 939 тенге.
Участок Алматы – Капшагай. Сборы составили 1 038 653 867 тенге.
Итого по всем участкам за 2020 год Сборы составили 5 746 430 667 тенге.
Среднесуточная интенсивность, 2020 год.
Участок Нур-Султан – Щучинск – 7219 ТС (транспортных средств).
Участок Нур-Султан – Темиртау – 8076 ТС.
Участок Алматы – Хоргос – 5408 ТС.
Участок Алматы – Капшагай – 8449 ТС.
Олег БЕЛОВ