АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРИГОРОДНЫЙ ТРАНСПОРТ В КАЗАХСТАНЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЗАМЕТНО ДЕГРАДИРОВАЛ И ВО МНОГОМ УСТУПИЛ СВОИ ПОЗИЦИИ «ТЕНЕВОМУ СЕКТОРУ» ПЕРЕВОЗОК. ДОСТАТОЧНО ПОСМОТРЕТЬ НА ТО, ВО ЧТО ПРЕВРАТИЛСЯ СТАРЕЙШИЙ В АЛМАТЫ АВТОВОКЗАЛ «САЯХАТ». ВОЗЛЕ НЕГО В ПОИСКАХ КЛИЕНТОВ СНУЕТ МНОЖЕСТВО ВОДИТЕЛЕЙ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ТАКСИ. ПРИТОМ ЧТО В ЭТОМ В ОЖИВЛЕННОМ МЕСТЕ НЕТ НИ ОДНОЙ ОСТАНОВКИ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА. [газетная статья]
На таком фоне решение акимата Алматы о возобновлении работы в сентябре нынешнего года маршрута пригородного поезда Алматы – Капчагай, да еще по социальной цене в 80 тенге, давало определенную надежду на решение проблемы транспортного сообщения между городом и областью. Однако, вопреки многочисленным пожеланиям пассажиров, маршрут пригородного поезда доходит лишь до вокзала Алматы-1, расположенного на окраине мегаполиса, что приводит к значительным потерям времени пассажирами. На эту темы мы решили поговорить с Романом Ботабековым, руководителем пассажирской компании «Туран-Экспресс», обслуживающей пригородные маршруты.
– Роман Бейдалиевич, когда маршрут капчагайской электрички продлят до вокзала Алматы-2?
– В настоящее время на железнодорожном участке между вокзалами Алматы-1 и Алматы-2 существует лишь одна колея, которая не справляется с большим количеством пассажирских и грузовых поездов. По этой причине нам не удалось в нынешнем году продлить маршрут капчагайского поезда до Алматы-2. Но это лишь вопрос времени.
В «Казахстан темир жолы» (КТЖ) заявляют однозначно, что намерены сделать на оживленном участке двупутку. Возможно, это произойдет в течение года, что позволит разгрузить трафик республиканских и международных поездов, а также откроет новые возможности для развития пригородных маршрутов. Пока до Алматы-2 доходит лишь маршрут пригородного поезда Алматы – Казыбек-бек, который обслуживает западное направление.
– Если взят курс на развитие железнодорожного пригородного транспорта, почему на многих остановках нет перронов, освещения? О высоких платформах на уровне вагона вообще приходится только мечтать. Даже в Алматы такие платформы есть лишь на двух путях вокзала Алматы-1.
– Поскольку пригородные поезда в Казахстане почти не развивались в последнее время, в частности в Алматинской области, перроны превратились в забытую тему. Сейчас, наоборот, электрички набирают популярность. Теперь стоит вопрос о реконструкции существующих перронов и строительстве новых. В настоящее время этот вопрос отрабатывается отделением КТЖ по Алматинской области именно по капчагайскому направлению.
Отсутствие высоких платформ – это проблема не только Алматинской области, но и всего Казахстана. И мы постоянно поднимаем этот вопрос во время встреч с представителями КТЖ. Еще одна важная тема: мы настаиваем на том, чтобы наши электрички на станции Жетыген всегда приходили на первый путь, где есть перрон, и пассажирам не приходилось бы преодолевать преграду в виде стоящего на первом пути грузового состава. Эти вопросы, которые во многом касаются безопасности, сейчас поставлены перед отделением КТЖ по Алматинской области и местными акиматами.
– Насколько перспективным может быть продление в будущем капчагайской электрички до пляжной зоны на северном берегу Капчагайского водохранилища?
– Это направление актуально лишь в летнее время. Мы считаем его вполне оправданным продолжением капчагайского маршрута. Наш пригородный поезд мог бы доходить до станции Боктер, расположенной недалеко от алматинских зон отдыха. Техническая возможность для такого удлинения маршрута существует, и возможно, в следующем году мы попробуем его реализовать.
– Каковы перспективы запуска пригородных железнодорожных маршрутов из Алматы до Талгара и Каскелена?
– Для Алматы это жизненно важный вопрос. Потому что с востока и запада в город ежедневно въезжает огромное количество автомобилей, что создает колоссальную нагрузку на автодороги и улицы города. Сейчас рассматриваются проекты по созданию железнодорожного сообщения по обоим направлениям. Решается вопрос о запуске легкорельсового транспорта (ЛРТ) либо строительства традиционных железнодорожных путей, по которым будут ходить пригородные и товарные составы.
В сторону Каскелена также рассматривается возможность продолжения линии метрополитена, которая могла бы выйти на поверхность. Сложность состоит в том, что потребуется выкуп значительной части жилых участков. Что касается строительства ветки до Талгара, то планируется продлить сначала до города-спутника Алматы, затем до Иссыка, Тургеня и замкнуть в Чилике с существующей веткой Жетыген – Хоргос. Это позволит сократить автомобильный трафик, сделает более доступными многие туристические объекты, а также будет способствовать решению экологических проблем Алматы, которые сегодня стоят очень остро.
Олег БЕЛОВ