17

Акимы прямого действия

ВО МНОГИХ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ КАЗАХСТАНА УЖЕ МНОГО ЛЕТ ОСТРО СТОЯТ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ТРУДОУСТРОЙСТВА, ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ, ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И Т. Д. [газетная статья]

И вот сенат парламента Казахстана на пленарном заседании принял в двух чтениях пакет поправок в законодательство, укрепляющее самостоятельность сельских акимов. Теперь они получат возможность увеличить свои бюджеты.

Для того чтобы акимы на местах могли решать проблемы жителей, в бюджеты четвертого уровня (то есть местного самоуправления) передадут четыре вида налогов и платежей. Это единый земельный налог, плата за пользование земельными участками, поступления от их продажи, а также плата за продажу права их аренды.

Кроме того, предлагается также создать резерв аппарата акима сельских округов. Эти средства по инициативе местного сообщества будут направляться на неотложные затраты и составлять не более 10% от собственных доходов. Предусматривается введение корректировки бюджета для аппарата акима сельского округа в объеме не более 20% от собственных доходов по аналогии с вышестоящими уровнями.

Корректировка будет проводиться по согласованию с собранием местного сообщества. По расчетам Министерства национальной экономики, собственная доходная база местных бюджетов после передачи налогов увеличится в среднем по стране на 40%.

Пока значительное количество сельских акиматов находилось в финансовой зависимости от вышестоящих властей, это не позволяло им на практике самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения. Такая ситуация сводила к минимуму возможность влияния граждан на местную власть, заменяя ответственность акимов перед жителями их подчинением вышестоящим начальникам.

Также она влекла за собой снижение качества услуг из-за отсутствия механизмов обратной связи, задержки принятия тех или иных срочных мер в связи с необходимостью их согласования «по вертикали». При этом зарубежная практика показывает, что местные бюджеты чаще всего формируются за счет местных же налогов.

Напомним, что одним из основополагающих принципов организации местного самоуправления является принцип его финансовой самостоятельности, о чем неоднократно говорил президент Токаев. Понятно, что соблюдение этого принципа невозможно без наличия в местных бюджетах достаточного уровня средств. В связи с этим в Казахстане и проводится реформа системы местного самоуправления.

Решение проблемы обеспечения сельских акиматов финансовыми ресурсами выдвигалось в качестве одной из приоритетных целей реформирования этой системы. Теперь у акиматов расширились права и возможности по участию в хозяйственном и социальном развитии территорий, в первую очередь за счет появления большей финансовой самостоятельности.

Теперь ясно, что решение данных вопросов будет осуществляться быстрее и качественнее, так как в этом и заключается главная цель совершенствования структуры местного самоуправления, являющегося средством, помогающим ее осуществить. Поэтому очень важно, чтобы после предстоящих выборов сельских акимов не возникло противоречий между ожиданиями от своей должности, которые аким имел до избрания, и его реальными полномочиями и возможностями, которые он должен получить.

Эдуард ПОЛЕТАЕВ, политолог

Оставить комментарий (0)
Конкурс Королева Бензоколонки

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество