Заседание Национального совета общественного доверия было посвящено вопросам образования и здравоохранения.
Вот его основные тезисы:
• Казахстан серьезно отстает от развитых стран по результатам международной оценки уровня знаний учащихся. Причин много, основная — в недостаточности выделяемых на образование средств и отсутствие системности и продуманности реформ в этой сфере.
• В среднем на одного учащегося тратится менее $1000 в год, тогда как первая десятка стран-лидеров рейтинга PISA тратит на одного учащегося от $10 000 до $14 000.
• Базовым условием качества образования является школьная инфраструктура. Казахстанским школам необходимы хорошо оборудованные и небольшие по количеству учащихся классы.
• К 2025 году планируется построить 800 новых школ более чем на 650 000 мест, 114 интернатов для сельских опорных школ, более 700 спортивных залов.
• Важно, чтобы задача по инфраструктурному развитию решалась не только за счет государства, но и с помощью государственно-частного партнерства. Иначе с учетом нашей положительной демографической динамики мы всегда будем в роли догоняющих.
• Считаю необходимым проработать вопрос финансовой привлекательности инвестиций в образовательную инфраструктуру. Следует рассмотреть возможность повышения нормативов подушевого финансирования, изменения сроков, сумм и структуры затрат, возмещаемых по проектам государственного и частного партнерства.
• Сокращение разрыва между городскими и сельскими сроками — сейчас он составляет 1,5 года. Все дети, независимо от места проживания или социального статуса, должны иметь доступ к качественному образованию.
• Для повышения качества образования я дал поручение ужесточить требование к вузам. Конторам, выдающим псевдодипломы, абсолютно не место в нашей системе. Эту работу нужно завершить решительно, в быстрые сроки.
• Необходимо повышать требования для поступления на педагогические специальности. Для повышения ее привлекательности следует повысить стипендию с 26 000 до 42 000 тенге.
• Я поддерживаю предложение о том, чтобы наши вузы были условно поделены на лиги, как в футболе — первая, вторая, третья, и они могли бы конкурировать друг с другом.