Примерное время чтения: 8 минут
281

Заграница нам поможет!  

Журналисты Виктор Верк и Сергей Козлов – о послании президента Касым-Жомарта Токаева народу страны, выполнимо ли решение поставленных в нём задач и кто будет всё это выполнять [газетная статья].

Сергей КОЗЛОВ: Ну вот мы, собственно, и дождались… Главное политическое событие сезона, послание Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, прозвучало, причём прозвучало довольно неожиданно, хотя и ждали его с нетерпением, так как целиком было посвящено экономике и дальнейшей нашей народно-хозяйственной жизни. А вот политики в нём было очень мало. Сейчас идёт активное обсуждение сказанного президентом, пошла потоком и активная критика: мол, всё это раньше нужно было делать, а вот теперь поздно и т. п. Не знаю, как тебе, а для меня самым интересным лейтмотивом в послании прозвучала такая вот тема: ну вот, ребята, пришло время для реальных дел, а не для грандиозных планов и фиктивных по ним отчётов, потому как времени у нас уже действительно нет, если мы не одумаемся, то охотников до наших ресурсов и прочего добра вокруг да поодаль более чем предостаточно. И далее – будем работать, и вот над чем, и президент очень даже подробно изложил задачи на самое ближайшее будущее, особо оговорив, что: «В рамках новой экономической политики мы отойдём от практики постановки долгосрочных эфемерных целей. Все задачи, изложенные в данном послании, должны быть решены за три года, по наиболее сложным будут определены другие конкретные сроки». Всем всё понятно? С понедельника и начнём, причём с утра… Я отнюдь не ёрничаю, а просто констатирую, фактически это даже не команда «на старт!», не команда «внимание!», это команда «марш!». Или я чего-то недопонял? Причём Касым-Жомарт Кемелевич очень даже прозрачно дал понять нашим отечественным и олигархам, и чиновникам, и вообще всем, кто имеет отношение к нашей экономике (а кто к ней отношения не имеет?), иными словами, всем нам: есть задачи, не решать которые мы просто не можем, и если мы сами их не можем решить, то нам помогут. Кто поможет? А мы найдём кто. Вернее, уже, скорее всего, нашли, осталось только их к нам завести и создать для них условия для плодотворной работы. Вот, к примеру, об агрокомплексе: «Для качественного рывка в отрасли необходима критическая масса крупных игроков. Чтобы удержать собственные рынки и нарастить экспорт, нужно иметь предприятия, способные обеспечить масштабы, качество и регулярность поставок. Поэтому необходимо стимулировать укрупнение отечественных агрофирм, а также на взаимовыгодных условиях активно привлекать транснациональные корпорации». О банках: «Ещё одна проблема банковской сферы – высокая концентрация. На сегодня в стране действует 21 банк. При этом корпоративным кредитованием, то есть финансированием экономических проектов, занимаются лишь несколько крупных банков. Поэтому для повышения конкуренции в данной сфере следует привлечь в страну три надежных зарубежных банка». Упомянул президент и о необходимости привлечения в страну новых экономических и научных субъектов из-за рубежа и в другие сферы. Так что если сами не сможете, вам помогут. И наверняка помогут, как ты полагаешь?

Виктор ВЕРК: Для меня это послание – отчаянная попытка возродить в обществе веру в правильность избранного курса, уж слишком много внутренних и внешних факторов, способных эту веру основательно поколебать. Некоторые комментаторы уже сравнили это с некой предвыборной программой, вот только все возможные выборы вроде как уже прошли… Идеологема «жана Казакстан» привлекает публику все хуже, неслучайно сейчас куда чаще упоминают о «справедливом» Казахстане, чем о «новом». А тут, шутка ли, сразу смена экономической модели! Вполне себе воодушевляющий кейс. Правда, большая часть его содержимого – хорошо (или не очень хорошо) забытое старое. Досконально разбирать, наверное, не стоит, тут и без нас с тобой спецов хватает. А в целом послание производит впечатление огромного – и вполне, кстати, понятного! – желания создать что-то принципиально новое и эффективное при жесточайшем дефиците созидательных идей, а главное, людей, способных эти идеи реализовать. К слову, новые кадровые назначения свидетельствуют именно об этом…

С. К.: Что касается новых кадровых назначений, то здесь многое можно сказать, а можно и пока промолчать. Почему? Замечу лишь следующее: мнение о том, что главой государства по-прежнему тасуется старая кадровая колода, вполне имеет право быть озвученным, тем более что так фактически пока и есть. Новых персоналий мы не видим, а видим передвижение прежних с одних позиций на другие. Причём иногда на те, которые эти люди занимали несколько лет тому назад. Некоторые имена постоянно на слуху, и неслучайно. Воссоздание таких ведомств, как Министерство водных ресурсов и ирригации и Министерство транспорта... Ну что тут скажешь? Сколько слов, возражений, аргументов было сказано против того, чтобы эти министерства упразднялись. Теперь понятно, что все эти аргументы против упразднения были правильными, но кто их не послушал? Кто инициировал эти упразднения? И множество иных реорганизаций и преобразований, которые были осуществлены абсолютно непрофессионально и неоправданно? Я по-прежнему настаиваю на том, что без указания на ответственных и безответственных, без наказания последних никакие реформы у нас не пойдут. Нужно знать имена тех, кто реально работает, кто профессионально исполняет свои обязанности, а кто виновен в провалах и недочётах. И неплохо бы хоть иногда информировать общественность о том, почему некоторые персоны постоянно и безальтернативно пересаживаются из одного кресла в другое. Хотя бы контурно, несколькими словами сказать, а то домыслов ныне невпроворот, что тот или иной министр, мол, родственник того или иного олигарха и т. п. Не говоря уже о том, что непотопляемость некоторых откровенно провальных чиновников объясняется очень просто: ставленник той или иной финансово-промышленной группы. И это не добавляет оптимизма той же общественности, которая в самом ближайшем будущем призвана осуществить грандиозные преобразования во всех экономических сферах.

В. В.: Ну, батенька, тут уж, как говорится, чем богаты! Власть не хочет по одной ей известной причине, рекрутировать в свои ряды людей с улицы – из того же бизнеса или из так называемой «экспертной среды». Азря! Судя по парочке фамилий из отставленных «в никуда» министров, качественный состав «президентского кадрового резерва» не вызывает оптимизма у самого президента. А когда дела на поле идут не ахти и на скамье запасных не густо с альтернативными игроками, тогда тренер или капитан команды начинает «заводить» трибуны, давить на патриотизм. И откровенно говоря, в нашем случае у главного тренера с другими инструментами не очень богато. Во всяком случае я не нашел в послании ответов на вопросы, к примеру, о будущем квазигоссектора, о налоговой и вообще исполнительской дисциплине, о том, наконец, что теперь делать с пресловутыми нацпроектами, которые с треском провалились еще до старта. Так ведь недолго и вовсе проиграть решающий матч за конкурентоспособность в регионе и мире. Вот я и говорю: это послание больше напоминает не план конкретных действий, а предвыборные лозунги для привлечения новых сторонников спешно подновленного курса. А для стимуляции «поддержки трибун» нужно не забывать кормить эти трибуны «плюшками» – вроде увеличения минимальной зарплаты до 85 тысяч тенге. Рост МЗП вдвое за последние три года, бесспорно, красивая тенденция. Но где на это найдут деньги? Доходы казны растут только в тенге, инфляция выше, чем на Украине, а тому же мало-среднему бизнесу с каких шишей свой фонд оплаты труда увеличивать? Только за счет поднятия цен на свои товары и услуги, которые в один присест съедят президентскую «плюшку».

С. К.: Всё послание мы разобрать, конечно же, не сможем, да это и не нужно. Если же охарактеризовать его в целом и определить, чем оно отличается от предыдущих подобных выступлений, то можно отметить, что это было сугубо прикладное обращение к нации, точнее, декларация или манифест. Готовилось оно, судя по всему, долго, и готовили его отнюдь не в той части окружения главы государства, которая занимается формированием политической повестки дня во внутренней и внешней политике. Готовили технократы. Потому и текст получился соответствующим намерениям его экспертных разработчиков. В общем-то, я склоняюсь к тому, что нам изложен, как уже было сказано, общий контурный план, который надлежит выполнять. И в связи с этим очень можно ожидать, что в самом ближайшем будущем нас ждут очень даже неожиданные кадровые перемещения и назначения вплоть до привлечения к работе над выполнением этого плана иноземных специалистов – и как экспертов, и даже как исполнителей. Не говоря уже о привлечении некоторого числа иностранных финансовых, аналитических, коммерческих и прочих структур. Как говаривал Остап Бендер, «Шура, посмотрите, у меня есть седые волосы?». «Никак нет!» – отвечал Балаганов. «Будут! Нам предстоят великие дела!» – пообещал турецкоподданный.

В. В.: Судя по проведенному по горячим следам послания заседанию правительства, наш кабмин величия момента не прочувствовал. Премьер раздал поручения, адресаты которых дружно воскликнули: «Не извольте сумлеваться, чай, оно не в первый раз!». То-то и оно, что не в первый…

Виктор Верк и Сергей Козлов

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых