Примерное время чтения: 8 минут
1567

Возвращение родины

Казахстан собирает соотечественников по всему миру

Возвращение соотечественников на историческую родину является одним из реальных и гуманных путей решения демографических проблем. Подобную практику часто используют многие государства.

Уехать, чтобы вернуться

Мировые катаклизмы, связанные с революциями, государственными переворотами и сменой политического строя, всегда приводили страны к потрясениям, которые сопровождались разрухой, голодом и прочими невзгодами. Взять те же события 1917 года, когда тот, кто был никем, став всем, походя, перевернул многое с ног на голову.

Не обошли все эти невзгоды и Казахстан. Это и насильственная коллективизация, политические репрессии по отношению к местной интеллигенции, принуждение кочевников к оседлой жизни, голод. Это привело к массовому исходу местного населения за пределы страны. Он особенно был характерен для ее восточной части, где многие казахские жузы, покинув раздольные степи Сары-Арки и предгорья Южного Алтая, перекочевали в соседний Китай.

Со временем вместе с тамошними уйгурами они образовали поблизости от границы с Казахстаном свой национальный уезд-анклав, назвав его в память о родине Алтаем. Ну а наиболее обеспеченные и продвинутые добрались аж до Австралии, где в крупных её городах до сих пор существуют островки казахской диаспоры.

Отток населения из Казахстана оказался в тот период потрясений довольно значительным, что, естественно, сказалось на численности его жителей. И вот с обретением независимости был принят ряд важных государственных документов, облегчающих процедуру возвращения репатриантов в родные места и их адаптацию.

Способствовали этому не прекращающиеся даже в тяжелейшие времена военного коммунизма и тотальной цензуры связи иммигрантов со своими казахстанскими соплеменниками. Следует добавить, что не последнюю роль в этом процессе сыграла генетика. Постоянно давал о себе знать зов крови потомков степняков. Благодаря всем этим слагаемым постепенно начался обратный процесс, и этнические казахи начали возвращаться на историческую родину. Тем более что с первых дней провозглашения государственной независимости Казахстан объявил приоритетом своей миграционной политики предоставление возможности этническим казахам, находящимся за пределами республики, вернуться и обосноваться на исторической родине.

Сразу же с первых дней существования суверенного Казахстана его первый президент Нурсултан Назарбаев обратился ко всем зарубежным соотечественникам с призывом о возвращении на историческую родину. Для этого правительство создало специальные институты, такие как комитет по миграции при Министерстве труда и социальной защиты, основной задачей которого является реализация политики государства в данной сфере.

Активному возвращению соотечественников, как по квоте, так и без нее, способствует, с одной стороны, мощная поддержка государства, с другой – усложнение в странах их нынешнего проживания внутренней политической, социальной, экономической ситуации (отсутствие механизмов социальной защиты, нарушение политических прав казахов, принижение их социального статуса, ухудшение материального положения, закрытие школ с казахским языком обучения и т. п.).

Фото: из газетных материалов

Куда стремился, там и пригодился

Безусловно, иммиграция и репатриация оказывают огромное влияние на функционирование всех без исключения сфер жизнедеятельности общества. Поэтому государство старается всемерно поддерживать «возвращенцев». В настоящее время с учетом единовременного пособия, средств для приобретения жилья, возмещения расходов по проезду и провозу имущества каждой семье, в среднем состоящей из пяти человек, выделяется 833 тысячи тенге.

Реализуемые программы адаптации предусматривают консультирование по правовым вопросам, обучение государственному, а по желанию – и русскому языкам, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Всем прибывшим обеспечена доступность медицинского обслуживания, образования и социального обеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости.

Сегодня более 66 процентов вернувшихся соотечественников трудоспособного возраста заняты в различных сферах производства, каждый четвёртый работает в сельском хозяйстве. Для оказания помощи репатриантам при областных акиматах созданы советы оралманов, которые занимаются изучением и решением вопросов в новых условиях проживания.

Создана и совершенствуется база данных «Оралман», которая в дальнейшем будет интегрирована в единую информационную систему социальной сферы, что позволит оперативно оказывать этническим иммигрантам полный перечень социальных услуг.

Не осталась в стороне и Всемирная ассоциация казахов. Под её патронажем в республике созданы общественные фонды. В частности, один из них, «Отандастар», открывший свой филиал в восточно-казахстанском райцентре Урджар, вот уже не один год довольно успешно помогает вновь прибывшим репатриантам с жильём и трудоустройством, способствует решению их бытовых проблем.

Конечно, в этом относительно новом деле случаются и сбои. В силу ряда различных причин в начале 2019 года более 15 тысяч этнических казахов не могли воспользоваться правом на приобретение гражданства в упрощенном порядке из-за истечения срока их статуса оралмана. В этой связи по поручению главы государства была проведена разовая акция по продлению статуса для подачи документов в органы внутренних дел на получение казахстанского гражданства в упрощенном порядке.

Фото: из газетных материалов

Не иммигрант, а «сородич»

В последнее время разгорелась дискуссия по поводу замены слова «оралман» на «кандас» («соплеменник, сородич»). Одни считают, что «оралман» – это удачное понятие. Есть слово «репатриант», которое означает «вернувшийся на историческую родину». В законе о миграции 1997 года этот термин был переведен как «оралман». Казаха, вернувшегося в Казахстан, до получения им гражданства и паспорта так и называют. С вручением документов он от этого термина избавляется и становится одним из полноправных граждан республики.

Другие полагают, что слово «қандас» теплее и человечнее. Оно сближает людей. В понятии «оралман» окончание «ман» как бы даже режет слух, относя его носителей к людям низшего сословия. Слово «оралман», по мнению вернувшихся, разделяет этнических казахов изза рубежа и местных жителей. Кое-кто, произнося «оралманы», выделяет приехавших изза рубежа казахов в отдельную социальную группу с негативным оттенком.

А у кого-то стало формироваться понятие, что оралманы – это иждивенцы. Что это совсем не так, автор этих строк лично убедился, колеся по городам и весям Восточного Казахстана. В частности, на одной из улиц райцентра Аксуат я обратил внимание на презентабельный магазин с широким выбором товаров первой необходимости, причём – с довольно приемлемой ценой.

Поинтересовался, кто владельцы сельского супермаркета. Оказалось, что это они, те самые «бездельники» оралманы. Борьба за выживание в некомфортной среде, когда ты для всех чужак, закалила казахов-переселенцев, сделало из них людей успешных и предприимчивых.

И резюмируя итог дискуссии – оралман или всё-таки кандас, – приведу мнение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, которое он обнародовал в своём «Твиттере»: «Как я говорил ранее, надо отказаться от слова «оралман» в отношении вернувшихся на историческую родину казахов в пользу термина «кандас».

На вопрос, заданный известному поэту, писателю, большому знатоку слова Олжасу Сулейменову, как всё-таки лучше называть казахских репатриантов – орламанами или кандасами, он коротко ответил: «Однозначно кандас».

Ну, а заключительную точку в этой политико-этимологической проблеме недавно поставил мажилис, одобрив законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов», где одним из пунктов предлагается заменить слово «оралман» на «кандас». Так что приветствуйте сородичей и соплеменников!

Справка

По ранее принятой правительственной программе переселения, включая также и более позднюю, обновлённую «Нурлы кош» (в переводе «Светлая ночевка»), обязывающую госорганы в ускоренном режиме обеспечивать корректное расселение людей и их обустройство на новом месте на своей исторической родине, в обретший независимость Казахстан уже вернулись и получили статус оралмана 313 256 семей этнических казахов, или 1 057 280 человек.

Анатолий Лаптев

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых