Сэр Сума Чакрабарти: «Кооперация Казахстана и Узбекистана служит примером для всего мира»
ГОСТЕМ ПРОГРАММЫ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» ТЕЛЕКАНАЛА «ХАБАР» В МИНУВШИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК СТАЛ СЭР СУМА ЧАКРАБАРТИ, ГРАЖДАНИН ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РК, С КОТОРЫМ БЕСЕДОВАЛ НЕИЗМЕННЫЙ ВЕДУЩИЙ ПРОГРАММЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ АО «АГЕНТСТВО ХАБАР», ЖУРНАЛИСТ ЕРЛАН БЕКХОЖИН. [газетная статья]
ДВЕ СТРАНЫ – ОДИН ПУТЬ
Ерлан БЕКХОЖИН: сэр Сума, вы – первый гость в нашей студии, удостоенный звания рыцаря ордена Британской империи. За какие заслуги присвоен вам высокий титул?
Сума ЧАКРАБАРТИ: Думаю, тут две причины. Первая – моя деятельность в сфере международного развития новых рынков, в том числе и в Казахстане. Великобритания с самого начала активно поддерживала развитие вашего государства. Вторая – немалый опыт работы в сфере реформирования государственной службы, в том, что мы называем в Великобритании общественным сектором.
Е. Б.: Чуть больше года назад вы стали внештатным советником президента Казахстана по вопросам экономического развития. И почти в то же время заняли аналогичную должность в Узбекистане. Если к вам обратится крупный бизнесмен и скажет о намерении вложить деньги в наш регион, куда посоветуете инвестировать – в нашу страну или в южного соседа?
С. Ч.: На мой взгляд, экономики двух ваших стран скорее дружественные между собой, нежели конкурентные. Достаточно знать причину визита президента Мерзиёева в Казахстан. Здесь главное – кооперация, а не соперничество. Население обеих стран составляет около 55 миллионов, это колоссальный рынок, выгодный и для Казахстана, и для Узбекистана. Поэтому я бы рекомендовал условному бизнесмену рассматривать две страны с точки зрения совокупности рынка. Просто в политике обоих государств необходимо синхронизировать ряд важных моментов для достижения прогресса в интеграции.
С господином Келимбетовым, управляющим Международного финансового центра «Астана» – а я являюсь его заместителем – и вместе со специалистами Агентства по стратегическим реформам, представителями правительства Казахстана мы встречали узбекскую делегацию в Экспо-городке. Столь высокий уровень приёма впечатлил узбекских гостей. Тогда же президент Мерзиёев поинтересовался о возможностях кооперации с МФЦА. Это и есть процесс налаживания интеграционных мостов между республиками.
Е. Б.: В результате государственного визита Шавката Мирзиёева в Нур-Султан было подписано порядка 16 документов между странами. Какие договоренности вы считаете самыми важными и почему?
С. Ч.: Я думаю, что состоялся по-настоящему прорывной визит. В отличие от предыдущих встреч подписано договоров и соглашений на 6,6 млрд долларов США, обозначилось множество новых инициатив в сфере торговли, сельского хозяйства, производства, транспортировки, логистики, в других важнейших секторах экономики. Сегодня две страны, два правительства вышли на реальные, конкретные решения. Господин Мирзиёев посетил офис цифрового правительства Казахстана, увидел, как по-новому там работают. Побывал он и в Агентстве по стратегическому планированию и реформам. На мой взгляд, это конкретный знак истинной кооперации, зарождающейся в Центральной Азии. Теперь дело за реализацией на практике всех документов и инициатив, за совместным созданием условий для бизнеса.
МОСТЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Е. Б.: Давайте подробнее остановимся на декларации о союзнических отношениях. Касым-Жомарт Токаев заявил о создании Высшего межгосударственного совета Казахстана и Узбекистана. В чем его значимость?
С. Ч.: За этим документом не только экономика, но отношения между двумя странами в индивидуальном аспекте, на уровне локальных сообществ, и между правительствами. Создаётся достаточно редкий прецедент, когда две стороны пытаются синхронизировать свои политические сферы и своё экономическое состояние. Это важно и для обеих стран, и для всего региона, поскольку в нем Казахстан и Узбекистан – два самых крупных государства. Это очень важно для Запада и для других регионов мира. Как пример налаживания успешной координации не только между двумя государствами-соседями, но и в более широком масштабе. Скоро голос этого региона Центральной Азии станет более весомым на солидных международных площадках, приведет к новым союзничествам.
Считаю, что межгосударственный совет должны возглавлять руководители государств. На условиях ротации или совместно. А я мог бы войти в состав советников.
Е. Б.: Потенциал у сотрудничества Узбекистана и Казахстана очень большой. Мы в этом убедились, услышав от казахстанцев оценку взаимоотношений между нашими странами. Они, например, ездят в Узбекистан лечиться из-за более дешёвых медицинских услуг. Наши артисты снимают там клипы. В соседней стране очень большие возможности для предпринимателей в сфере строительства , торговли, в автомобилестроении.
С. Ч.: Хорошо, что простые люди видят выгоду в кооперации. В Европе, пример тому Брексит, общество не всегда усматривает позитивные последствия координации. А я считаю, что это великолепно. Возможности здесь колоссальные для обычных граждан по части туризма, экономических связей, торговли, инвестиций. Природоохранные мероприятия, проблемы с водой, с высыханием озер и рек – все эти проблемы можно и нужно решать объединившись.
СОВЕТЫ НЕ СО СТОРОНЫ Е.Б.:
С первых лет независимости Казахстан начал приглашать иностранных экспертов. Но никто из них не был включен в процесс принятия решений. Вы – первый иностранец на столь высоком посту в нашей стране. Как думаете, почему?
С. Ч.: Да, я иностранец, но от всего сердца предан Казахстану и будущему вашей страны. Страна растёт, развивается, становится реальной силой и примером для всего мира. Я горд доверием, возложенным на меня Елбасы и господином Токаевым, благодаря которому являюсь заместителем председателя совета по реформированию при президенте. Моя задача – честно и открыто давать советы. Хотя, безусловно, лидеры государства все равно принимают решение сами. Вместе с тем считаю, что совет действует чрезвычайно плодотворно. Честно сказать, гораздо лучше, чем я ожидал. Мы хорошо стартовали, дискутируем и взаимодействуем друг с другом в поле реальных возможностей и вызовов.
Е. Б.: Будучи макроэкономическим аналитиком мирового уровня, оцените ситуацию в Центральной Азии. На какой стадии экономического кризиса по причине эпидемии коронавируса мы сейчас находимся? И как максимально безболезненно найти из него выход?
С. Ч.: Глобальная экономика затормозила развитие на 3,5% в 2020 году, потеряно большое количество рабочих мест. Тяжелые последствия в сфере здравоохранения. Надо восстановить для детей возможность качественного образования, чтобы не потерять целое поколение. Пострадали туризм, гостиничный бизнес. Разрушились глобальные цепочки поставок товаров и услуг, закрывшись или стали локальными. Но есть и хорошая новость. По оценке МВФ, в прошлом году экономический прирост составил 3,3%. Министр национальной экономики Казахстана считает, что в этом году он повысится до 3,6%.
Мелким и средним предприятиям, переживающим трудности, надо помогать по рыночным правилам, финансируя процесс их выживания. ЕБРР, МВФ, Азиатский банк развития в условиях кризиса ликвидности, неплатёжеспособности начинают играть активную роль в нашем регионе. Но надо понять: это не первый и, возможно, не последний кризис. Пандемическая ситуации может ухудшаться раз за разом. Каждый год, видимо, придётся менять состав вакцин, вновь охватывать вакцинацией население. Казахстан в этом плане проделал колоссальную, фантастическую работу, благодаря ей привито 8 млн человек. Но надо продолжать наращивать темпы вакцинации. Надеюсь, QazVac в ближайшее время получит одобрение ВОЗ, это свидетельство благополучного состояния казахской национальной науки. В стране налажена чёткая работа лечебных учреждений, принимающих ковидных пациентов. Всё это создаёт устойчивую выживаемость страны в сложных и непредсказуемых ситуациях.
Помимо пандемии нам надо сконцентрироваться на климатических изменениях. Если 20 лет назад никого особенно не беспокоила такая тема, то сейчас к ней не осталось равнодушных. МВФ, Всемирный банк, кредитные рейтинговые агентства пристрастно и пристально ведут наблюдения в этой области за разными странами и за Казахстаном в том числе.
МЕСТО ДЛЯ СУПЕРГЕРОЯ
Е. Б.: Вопрос от нашего информационного партнера газеты «Аргументы и Факты»: «Согласны ли вы с распространенным в Казахстане мнением о том, что в нашей экономике «слишком много государства»? Как уменьшить его присутствие?»
С. Ч.: Думаю, государство должно настойчивее отзывать себя из экономики и давать больше пространства частному бизнесу. У правительства есть план приватизации на 2021-2025 годы. Далее, нам необходимо диверсифицировать экономику. Пока все еще доминируют нефть, газ, горнорудная промышленность. Но у нас высокие возможности в сельском хозяйстве, туризме, транспортировке. Исходя из стратегического положения между Европой и Китаем, надо сосредоточиться на этих секторах и приобрести новых внутренних и внешних инвесторов, больше использовать возможности Международного финансового центра «Астана», который за последние три года привлёк шесть млрд долларов инвестиций. Это реальная история успеха и надо дальше её наращивать.
Казатомпром успешно вышел с акциями на фондовый рынок, став публичным. Техническая экспертиза, эффективный менеджмент, система мотивации и поощрения помогут экономике перейти от государственного доминирования к частной инициативе. Чем прочнее будет социальный контракт между простым человеком и государством, тем более экономика станет рыночно ориентированной. Поменяется рынок – поменяются люди. Они будут больше полагаться на свои возможности, собственную предприимчивость, чем на государство. Ведь что такое государство? Оно – регулятор, так сказать, супергерой, которого чаще не видно, он редко появляется, но реагирует на реальные нужды и потребности. Наш президент к этому идёт, и мы должно подержать его в реализации данной задачи.
Подготовила Светлана СИНИЦКАЯ