Сразу отметим: никто из предсказателей не угадал имя нового главы казахстанского правительства. Хотя имён потенциальных кандидатов называлось немало [газетная статья].
Но выбор пал на 43-летнего генерал-лейтенанта Олжаса Бектенова, уроженца Алма-Аты, юриста по образованию. Если вкратце, работал главным специалистом управления юстиции города Алматы, с 2005 года – в центральных госорганах: в канцелярии премьер-министра и администрации президента, с 2009 г. – зампред комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции.
В 2012 г. стал начальником департамента Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. В 2015-2016 гг. – руководитель аппарата акима Астаны, завсекретариатом руководителя АП.
В 2016-2017 гг. – руководитель департамента Национального бюро по противодействию коррупции по Астане. С 2017 по
2018 г. — заместитель акима Акмолинской области. В 2018 году стал зампредом Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, затем первым зампредом, а после январских событий возглавил Антикор. В апреле 2023 г. был назначен главой администрации президента.
Как отмечает главный казахстанский эксперт в области государственной кадровой политики Данияр Ашимбаев, «таким образом, имеет опыт работы в центральных и региональных органах власти. Считается жестким и принципиальным руководителем, лояльным главе государства. Наработал хорошую практику в вопросах борьбы с коррупцией, возврата незаконно выведенных активов, контроля исполнения поручений президента. Критерии, по которым он приходит в правительство, отчасти те же, что и при назначении на пост главы АП. Президенту нужен сильный и решительный организатор, не замешанный в скандалах, который сможет как своего рода внешний менеджер оптимизировать работу системы и нацелить ее на конкретные результаты».
А что можно сказать об ушедшем правительстве? Сказать можно многое. Работало оно эти истекшие два года в условиях кризисной ситуации, много что смогло сделать, но со многим не справилось. Как отмечают политологи, не вышло на какую-то долгосрочную стратегию развития, хотя до этого смогло справиться с проблемами, возникшими после январских событий 2022 года, с вопросами демонополизации экономики и перераспределения активов.
Немало правительственных инициатив принималось в штыки, немало было нелепостей, были скандалы, и произошло в конце концов общее падение авторитета власти и прежде всего правительства.
Это наглядно было видно по рейтингу правительства, особенно в последние месяцы, он стал как никогда низок, как среди экспертов, так и среди населения. Как сказал тот же Данияр Рахманович: «Думаю, что президент решил закрыть эту антикризисную часть и перезапустить правительство, ориентируя его на определенную стратегию развития».
Кстати, разработку долгосрочной стратегии развития страны ждали давно, но документ так главе государства и не был представлен. Так что, похоже на то, правительство во многом свой ресурс выработало.
А что ещё можно сказать о назначении нового премьер-министра, помимо того, что оно совершенно неожиданное? Прежде всего обращают внимание на то, что Олжас Бектенов считается сильной фигурой, кто-то называет его даже жёстким руководителем.
Сейчас нет смысла гадать, какой фигурой Бектенов будет на новом посту, сильной или слабой, ведь амплуа его станет теперь совершенно иным, и быть может, опыт борьбы с коррупционерами и пригодится, но вот опыта руководства экономикой со всеми её сложностями у нового назначенца пока нет.
Ну а что касается состава нового правительства, то тут почти все наблюдатели, эксперты, политологи сходятся во мнении, что большинство прежних министров останутся, потому что выбор среди толковых руководителей у нас невелик. Скамеечка запасных уже давно короткая. Но в любом случае новизна в происходящем явно присутствует, а это всегда обнадёживает.
Сергей КОЗЛОВ