Примерное время чтения: 3 минуты
36

Верной дорогой идём?

ПРИНЯТЫЙ ПАРЛАМЕНТОМ ПАКЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ ЗНАМЕНУЕТ ПЕРЕХОД КАЗАХСТАНА К НОВОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, ГДЕ ПРЕЗИДЕНТ ИЗБИРАЕТСЯ НА ОДИН СРОК БЕЗ ПРАВА ПЕРЕИЗБРАНИЯ (ПРИЧЁМ ЭТА НОРМА БУДЕТ НЕИЗМЕННОЙ И ЕЁ НЕЛЬЗЯ БУДЕТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ) И ГДЕ СРОК ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА БУДЕТ ДОЛЬШЕ ПРЕЗИДЕНТСКОГО И ПАРЛАМЕНТСКОГО [газетная статья].

Этот пакет реформ необходимо рассматривать в совокупности с ранее реализованной конституционной реформой: создание нового института Конституционного суда, сокращение полномочий президента с одновременным расширением полномочий парламента, введение смешанной избирательной системы, упрощение процедуры регистрации партий, усиление самостоятельности регионов.

Всё это в совокупности формирует новый институциональный дизайн государственного устройства с оптимальным балансом между ветвями власти. Новая государственная модель обеспечивает регулярную ротацию власти, предсказуемость и устойчивость политической системы и в целом закрепляет дальнейшее развитие нашего государства исключительно на демократических началах, на основе политической конкуренции. Иными словами, новый пакет реформ замыкает процесс трансформации политической системы.

Теперь предстоит перезапустить все основные политические институты (президент, парламент, маслихаты, правительство). И первым этапом станут президентские выборы, анонсированные в послании.

Что касается переименования столицы, то данное в 2019 году название приживалось плохо. В нём видели даже не столько «проявление культа личности», сколько подхалимаж. Кроме того, бренд «Астана» уже успел за 21 год хорошо прижиться, причём не только внутри страны.

С новым же названием было ещё одно неудобство. Как известно, упоминание столицы часто выступает в качестве синонима государства и его руководства («Астана решила», «Астана инициировала» и т. д.). В этом плане употребление названия «Нур-Султан» вызывало очевидные вопросы: речь идёт о первом президенте или о действующем?

Понятно, что Астана – это успешно реализованный проект первого президента Нурсултана Назарбаева. Но нужно помнить, что это название было дано столице по его инициативе. И возвращение названия, на мой взгляд, соответствует настрою общества.

С учётом растущей цифровизации документооборота особых затрат возвращение названия не потребует.

Если же проанализировать введение одного срока для президента, то очень интересный опыт, принципиально меняющий политическую структуру управления. Если он приживётся, конечно. Возможно, не имея возможности исправить эту норму Конституции, кто-то из следующих президентов захочет поменять Основной закон, но это вопрос будущего, которое прогнозировать сложно, хотя исторический опыт весьма красноречив.

Говоря же о нынешних реалиях, что гораздо более важно, нужно понимать: Токаев идёт на последний срок, снимая вопрос о возможности «проигрывания» ситуации. Он неоднократно говорил о том, что больше двух сроков избираться не намерен, а введённые сегодня ограничения были инициированы в его послании 1 сентября.

Если порассуждать о теоретических аспектах реформы, то однократное президентство – хороший аргумент против монополизации власти, потому что российский опыт тандемократии и казахстанский опыт транзита показали немало проблемных зон.

Лидер в восточном обществе, даже претендующем на модерновость, должен быть один и заложенное ограничение его правления создаёт специфичную модель. Сегодня приводятся примеры из мировой практики, но здесь видится ассоциация с опытом США, по которой (после Рузвельта) самые влиятельные и самые популярные президенты не могут править дольше восьми лет (два срока по четыре года, но это детали).

Кроме того, однократное президентство снимает вопрос «предопределённости» с каждых следующих выборов. У оппозиции наконец появится время на подготовку, которого ей вечно не хватает. А соратники действующего президента будут, во-первых, создавать конкурентное поле, а во-вторых, заботиться о своей репутации у населения, в-третьих, создаёт у команды заинтересованность в результатах общей работы. С учётом того что государственное планирование заточено на пятилетние сроки, президентская семилетка даёт достаточно возможности озаботиться вопросами эффективности политики.

Данияр Ашимбаев, политолог

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых