Примерное время чтения: 6 минут
153

Связующее звено между востоком и западом  

Технические специалисты из Китая проверяют оборудование на ветряной электростанции в Жанатасе, Казахстан, апрель.
Технические специалисты из Китая проверяют оборудование на ветряной электростанции в Жанатасе, Казахстан, апрель. / СИНЬХУА / из газетных материалов

Местоположение и география Казахстана обусловливают его важную роль в успехе инициативы «Один пояс – один путь» [газетная статья].

С тех пор как 10 лет назад председатель КНР Си Цзиньпин выступил с предложением о создании Экономического пояса Шёлкового пути, Казахстан с энтузиазмом воспринял эту амбициозную инициативу.

Территория современного Казахстана имела огромное значение для древнего Шёлкового пути.

За исключением горных хребтов Тянь-Шаня на границе между Китаем и Казахстаном, в центральноазиатскую страну было довольно легко попасть ещё тысячи лет назад. И все благодаря тому, что её территория в основном представляет собой холмистые степи. Поэтому Казахстану, как правило, уделялось большое внимание в рамках инициативы «Один пояс – один путь».

Основной маршрут Великого шёлкового пути в Казахстане пролегал через юг страны. От границы с Китаем торговые караваны шли через Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз в Центральную Азию, Персию, на Кавказ, а оттуда в Европу.

Именно эти географические особенности и большая протяжённость Казахстана обусловливают его важную роль в рамках инициативы, обеспечивая доступ через Евразию в прикаспийские страны и в Европу как через Россию, так и через Турцию, сводя к минимуму государственный пограничный контроль и максимально расширяя железнодорожное сообщение. Таким образом, Казахстан просто обязан был иметь обширную сеть железных дорог, протянувшихся с востока на запад.

Участие Казахстана в инициативе «Один пояс – один путь» и использование новой инфраструктуры имеют государственное значение. Хотя мировая торговля в основном осуществляется морским транспортом, железнодорожный транспорт является вторым по важности видом международных перевозок. Инвестиции в железнодорожные и автомобильные перевозки повышают конкурентоспособность как трансграничных, так и внутренних грузоперевозок в Центральной Азии.

Так, в рамках инициативы через регион проходят два из шести транспортных коридоров, связывая Китай с Европой, Ираном и Западной Азией. Северный маршрут проходит через Россию по Транссибирской магистрали и международному транспортному коридору «Север – Юг», а южный соединяет Китай и Западную Европу через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу и Германию.

Эти транспортные коридоры предназначены не только для облегчения китайского экспорта, в связи с тем что для большинства стран Центральной Азии КНР является ближайшим портом. Казахстан благодаря этим маршрутам становится потенциальным гигантским хабом для доступа в Центральную Азию, то есть будущее страны связано не только с существующим трансказахстанским китайско-европейским железнодорожным сообщением между Востоком и Западом, но и с развитием дополнительных веток по другим направлениям.

Китайско-казахстанский логистический терминал в порту Ляньюньган, сухопутный порт в специальной экономической зоне «Хоргос – Восточные ворота» и международный транспортный коридор Западный Китай – Западная Европа обеспечили бесперебойные перевозки грузов через Евразию и позволили доставлять казахстанскую продукцию в морские порты.

Исполнительный директор китайской логистической компании WinExpress, Го Чанчао отметил, что он ощущает растущее взаимопонимание и уважение между народами Китая и Центральной Азии, наряду с широким признанием идей Си Цзиньпина по всему миру. Го Чанчао, чья компания предоставляет услуги перевозок грузовыми автомобилями из Китая в Казахстан и Восточную Европу, приветствует развитие отношений между Китаем и Казахстаном и реализацию концепции сообщества единой судьбы человечества на благо компаний, подобных его собственной.

 «На мой взгляд, концепция подразумевает более тесные связи между людьми и более высокий уровень взаимопонимания», – считает он.

По его словам, поскольку объём грузоперевозок между Китаем и Казахстаном, а также из Китая в Европу через Казахстан растёт, всё больше казахстанцев узнают о Китае и хотели бы посетить соседнюю страну.

«Китай присоединился к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов в 2016 году, и с тех пор как первый грузовик пересек китайско-казахстанскую границу в 2018 году, новый логистический маршрут стал ещё одним мостом между Китаем и Центральной Азией», – уточнил Го Чанчао.

WinExpress отправляет более 100 грузовиков в месяц, и в следующем году это число, по всей вероятности, удвоится или утроится.

«Пандемия и некоторые региональные проблемы серьёзно повлияли на большинство традиционных способов транспортировки грузов из Китая в Европу, в том числе морские, железнодорожные и автомобильные перевозки», – объясняет он.

Го Чанчао впервые посетил Центральную Азию несколько десятилетий назад, и, по его словам, сейчас её жители имеют более тесные связи с Китаем и проявляют к нему больший интерес.

В сентябре 2022 года в ходе своей первой с начала пандемии заграничной поездки, в рамках которой Си Цзиньпин посетил Казахстан и Узбекистан, он подчеркнул, что работа по обеспечению высоко качественного сотрудничества по инициативе «Один пояс – один путь» и стремление вместе строить сообщество единой судьбы человечества имеют большое значение для обеих стран.

В ходе переговоров с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым Си Цзиньпин заявил о готовности Китая сотрудничать с Казахстаном в обеспечении взаимной поддержки развития и модернизации, а также о том, что крепкая дружба между двумя странами будет способствовать формированию позитивных и прогрессивных сил и построению сообщества единой судьбы человечества.

Токаев отметил, что инициатива «Один пояс – один путь» стала движущей силой в построении сообщества единой судьбы человечества и Казахстан продолжит своё участие в ней. Будучи добрыми соседями, хорошими друзьями, надёжными партнёрами и братскими государствами, связанными горами и реками, Китай и Казахстан стремятся к более тесному сотрудничеству, активно развивая автомобильные и железнодорожные транзитные перевозки и международные смешанные перевозки по суше и морю.

По мере сближения двух стран изучается их сотрудничество в различных сферах в рамках инициативы. В прошлом году объем железнодорожных перевозок между Китаем и Казахстаном составил 23 млн тонн, что на 20% больше, чем в 2021 году. Сейчас грузовые поезда постоянно осуществляют рейсы по направлению Китай – Европа через Казахстан. В рамках инициативы «Один пояс – один путь» Китай и Казахстан вели совместную работу в сферах производственных мощностей и инвестиций и реализовали 52 проекта общей стоимостью более 21,2 млрд долларов. Сотрудничество также ведётся в сферах экологии, науки, цифровых и иных технологий.

Как гласит казахская пословица, «дружба – неисчерпаемое богатство». Исторический саммит «Китай – Центральная Азия» состоялся в мае в городе Сиань провинции Шэньси, который являлся отправной точкой древнего Шёлкового пути, в настоящее время Китай и Казахстан продолжают выстраивать отношения, основанные на высоком уровне взаимного доверия и взаимовыгодном сотрудничестве.

Жэнь Ци

Оцените материал
Оставить комментарий (0)