Примерное время чтения: 8 минут
364

Союз: диктат или возможности?  

В конце декабря президенты пяти стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) провели в Санкт-Петербурге итоговый в этом году саммит, завершившийся принятием декларации о развитии объединения до 2045 года «Евразийский экономический путь». Кроме долгосрочного программного документа главы стран «пятерки» подписали соглашение о создании полноформатной зоны свободной торговли ЕАЭС с Ираном и подвели предварительные экономические итоги 2023 года, отметив текущий рост ВВП во всех государствах союза в диапазоне от 3% до 9% [газетная статья].

Своим взглядом на интеграционный проект делится Едил Мамытбеков, кандидат физико-математических наук, депутат сената парламента РК в 2017-2023 гг.

ПРОЕКТ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

– Едил Куламкадырович, нелишне будет вспомнить, как рождалось это экономическое объединение.

– В нынешнем году исполняется 30 лет выступлению первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, озвучившего идею евразийской интеграции перед научным сообществом, собравшимся 29 марта 1994 года в Московском государственном университете. Договор о Евразийском экономическом союзе подписан главами государств Беларуси, Казахстана и России 29 мая 2014 года в Астане. Несмотря на трудности становления, связанные с турбулентностью на мировых рынках, внедрением новых правил регулирования, евразийский интеграционный проект в целом набирает обороты. Всё больше рынков становятся общими и открытыми для предпринимателей всех стран – членов ЕАЭС, последовательно устраняются барьеры на пути движения товаров.

– Неужели всё так гладко складывается, без противоречий, конфликта интересов? В конце концов, у каждой страны, входящей в ЕАЭС, есть свои приоритеты.

– Объективные преимущества ЕАЭС в языковой общности, схожих мировоззренческих и жизненных стандартах, отлаженных производственных моделях взаимодействия. Для граждан союза снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров означает возможность без всяких ограничений выбирать, где жить, получать образование, трудиться. Укрепление и развитие международного сотрудничества обеспечило союзу возможность стать общепризнанным региональным интеграционным объединением, значимым игроком на международной экономической арене, интерес к сотрудничеству с которым возрастает во всем мире. Вместе с преимуществами для Казахстана от участия в Евразийском союзе существует потенциал текущих и перспективных рисков и угроз для суверенитета нашей страны.

ОТВЕРГАЯ «СЕРЫЕ»

– В чём они конкретно?

– Дело в том, что Казахстан, с одной стороны, вовлечен сюда не только в силу экономических, но и определенных геополитических интересов соседних стран, в том числе в Евразийское интеграционное объединение. С другой – предпринимает немалые усилия по достойному представительству в мировом сообществе развитых государств мира. С третьей – стремится развить собственные конкурентные преимущества, диверсифицируя экономику на индустриально-инновационной основе. Сейчас важно не потеряться в современных процессах глобализации мировых хозяйственных связей, которые приобретают характер сложных переплетений. Процессы их локализации зачастую завязаны на всевозможных региональных и субрегиональных образованиях государств.

– Трудно даже представить, насколько сложным является техническое регулирование механизмов интеграции.

 – Межу тем именно оно – один из основных элементов формирования единого рынка товаров в рамках союза, направленный на снятие технических барьеров во взаимной торговле между государствами – членами ЕАЭС. Техническая регламентация преследует благую цель – обеспечить безопасность продукции для жизни и здоровья человека, окружающей среды. Однако эти же инструменты используются и в протекционистских целях в международной торговле – для продвижения экспорта, защиты внутреннего рынка. Сегодня большую озабоченность вызывают «серые» сертификаты, выданные уполномоченными органами стран союза. Нужно оценивать все последствия от принимаемых регламентов и стандартов. Безответственность государственных органов в этом вопросе недопустима. Министерству торговли и интеграции эту работу следует вывести на другой уровень, проводить дополнительную, альтернативную отраслевым государственным органам, аналитику на основе моделирования возможных сценариев внедрения технических регламентов ЕАЭС и РК.

Едил Мамытбеков
Едил Мамытбеков Фото: из газетных материалов

КООПЕРАЦИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ

– Так, может быть, стоит обратиться к советскому опыту планирования развития народного хозяйства?

– Действительно, тогда существовали налаженные межхозяйственные связи между предприятиями бывших союзных республик. В частности, Казахстан во времена плановой экономики играл заметную роль в народно-хозяйственном комплексе когда-то единой страны. Сегодня не ставится задача возврата к прошлому, восстановления прежних взаимозависимостей. Да она и нецелесообразна ввиду нерациональности прежних отношений по принципу «сильный индустриально развитый центр и слабые сырьевые окраины». Речь идет о кооперации на современной инновационно-технологической основе. С ориентацией, с одной стороны, на совместный выпуск продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, и с другой – повышение конкурентных преимуществ промышленных комплексов государств – членов союза. При этом на совершенно равноправной основе с учетом баланса интересов всех государств-членов. Межгосударственное взаимодействие является одним из ключевых моментов в реализации концепции основных направлений промышленного содействия (ОНПС). Совместные усилия государств – членов союза как раз призваны раскрыть и в полной мере претворить на практике тот потенциал производственной кооперации, который заложен в промышленных комплексах стран объединения.

– Видимо, необходим некий инструмент, чтобы такие усилия дали эффект?

– Он существует и достаточно успешно зарекомендовал себя в мировой практике. Означает применение цепочек добавленной стоимости (ЦДС), или, как их еще называют, технологических цепочек. Пока только завершается подготовительный этап по реализации этого инструмента. Сегодня в целом сформирован перечень приоритетных видов экономической деятельности, на базе которых и будут разрабатываться конкретные цепочки. Обозначены технологические платформы, «мозговые центры», состоящие из ведущих научных национальных организаций, вокруг которых объединяются промышленные предприятия для внедрения в производство научных инновационных разработок.

Для того чтобы кооперация на основе ЦДС успешно осуществлялась, важно создать стимулы в форме справедливого распределения между участвующими в той или иной цепочке государствами – членами доходов от реализации кооперационной продукции на мировых рынках. Эти моменты должны найти свое адекватное отражение в нормативных правовых актах ЕАЭС.

– В начале нашей беседы вы сказали про барьеры. Как они выявляются?

– Регулярно ведется анкетирование нескольких сот системообразующих предприятий в государствах – членах ЕАЭС. По итогам стороны проводят консультации по взаимному устранению препятствий. В настоящее время из примерно полутысячи барьеров и ограничений, имевших место в начале развития ЕАЭС, осталось несколько десятков. Но это далеко не означает, что проблема решена, поскольку остаются противоречия между государствами-членами по многим спорным вопросам, устранение которых трудно разрешимо в условиях несовершенства судебной системы ЕАЭС и некоторой забюрократизированности наднационального органа в лице комиссии ЕАЭС.

– Известно, что приоритетом для экономик стран ЕАЭС обозначено развитие совместных программ несырьевого экспорта, означающее возможность завоевания новых рынков. Успешно ли оно продвигается?

– Такую совместную продукцию уже принято называть «товар ЕАЭС», а осваивание новых рынков сопрягается со стратегией «Экономический пояс Шелкового пути», продвигаемой Китаем. А также с формированием зон свободной торговли с рядом стран. Нам же совместные программы несырьевого экспорта дают дополнительный импульс в проведении собственной политики диверсификации экономики на индустриально-инновационной основе. В Казахстане принят закон «О промышленной политике». Пора выправлять немалые провалы в этой важнейшей сфере. В частности, управление промышленным развитием зашло в некоторый тупик, что не может серьёзно не сказываться на уровне конкурентоспособности нашего промышленного производства, когда ужесточается влияние внешних факторов глобализации и перераспределения мировых хозяйственных связей.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!

– Не спешим ли мы подписывать подряд все соглашения сторон в рамках ЕАЭС? Насколько они подвергаются научно-методической экспертизе с казахстанской стороны?

– Вопрос не риторический, поскольку практика их рассмотрения в стенах парламента показывает, что заключения казахстанских ответственных экспертных организаций зачастую носят формальный характер. Мало того что многие ключевые позиции нередко нам бывают навязаны, так мы и сами стремимся ненужными инициативами «совать голову в пасть тигра». Например, соглашение о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами ЕАЭС, и правилах обеспечения безопасности такой продукции может создать реальный прецедент бесконтрольного ввоза в Казахстан многих товаров как из стран ЕАЭС, так и из третьих стран.

КСТАТИ

В этом году Казахстану открылись перспективы заключения соглашений о зоне свободной торговли с третьими странами, сообщил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев на правительственном часе в мажилисе. В режиме свободной торговли республика взаимодействует с Сербией, Вьетнамом и по усеченному формату с Ираном. Товарооборот с Вьетнамом за 7 лет вырос в 2,5 раза до 525,7 миллиона долларов, с Ираном за 3 года – на 38 процентов до 521 миллиона долларов, с Сербией за год         действия соглашения – в 3 раза до 73,8 миллиона долларов. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли с Египтом, Индонезией и ОАЭ.

Кроме этого, прорабатываются казахстанские инициативы по становлению нашей страны в качестве логистического хаба ЕАЭС, Центра евразийской промышленной кооперации. В рамках интеграционных инфраструктурных проектов ведется работа по развитию восточного международного транспортного коридора «Север – Юг», строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал, строительство вторых железнодорожных путей на участке Казалы – Арысь.

Tengrinews.kz

Светлана СИНИЦКАЯ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых