ЖУРНАЛИСТЫ ВИКТОР ВЕРК И СЕРГЕЙ КОЗЛОВ – О НОВЫХ НАЗНАЧЕНИЯХ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ, НОВЫХ ОЖИДАНИЯХ ОТ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, О ТОМ, КОГО НАЗНАЧАЮТ И ПОЧЕМУ [газетная статья].
Сергей КОЗЛОВ: Ну что, президент вышел из отпуска и, как мы с тобой и предполагали, начал активные кадровые перестановки. И это, конечно же, взбудоражило общественность. А как иначе? С одной стороны, смещения или перемещения некоторых персоналий приветствуется, с другой – вызывает недоумение, с третьей – оценивается скептически. Мол, сколько всех этих министров ни переставляй с места на место, толку не будет. Вот освободили, например, Бахыта Султанова с поста заместителя премьер-министра – министра торговли и интеграции, а на его место исполнять обязанности назначили Серика Жумангарина. Эта замена стала, пожалуй, самым громким политическим событием последних дней. Как её расценить? Сразу вспомнили, как на недавнем расширенном заседании правительства президент предупреждал Бахыта Султанова, что ситуация с дефицитом горюче-смазочных материалов и продуктов питания должна быть оперативно урегулирована, и поручил правительству в срочном порядке разработать отдельный отраслевой проект по развитию сахарной отрасли. Вспомнили Султанову и его заявление, что, мол, сахар у нас по 470 тенге за кило, и отрицания нехватки этого продукта в стране, и то, что он чай пьёт с мёдом. Народ у нас незлобливый и, наверное, незлопамятный, но память у него неплохая. А вот если говорить честно, то выходит, бывший заместитель главы кабинета министров критику президента не учёл и с поручением не справился? Поговаривают, что тут, а именно с отношением к критике президента и к его поручениям со стороны некоторых высокопоставленных чиновников, не всё, мягко говоря, отрегулировано. Речь даже не об этом конкретном случае, а вообще о поведении некоторых членов правительства, акимов, которое как-то странно проявляется в отношении поручений главы государства...
Виктор ВЕРК: Недавно на одном телеграм-канале прочитал забавную статейку о национальном банке Румынии, одной из беднейших стран Европы, финансово-экономическое состояние которой немного отличается от нашего и, представь себе, невыгодно отличается. Так вот руководство финансового регулятора родины графа Дракулы взяло на работу известную в этой стране гадалку, дабы она подсказывала банкирам верный курс местной валюты, леи. И это, товарищи, правильно! Нашему правительству тоже явно не помешает какой-нибудь доверенный шаман, который утрёт нос упомянутому тобой Серику Жумангарину. Он (в смысле – Жумангарин) хлестанулся решить набивший оскомину сахарный вопрос за какие-то три недели. Тут явно не обошлось без камланий и битья в бубен. Хотя, если честно, премьер Алихан Смаилов давно должен был настучать кое-кому в бубен, не дожидаясь критики президента. Ну, в самом деле, как прикажете понимать слова Серика Макашевича о том, что в дефиците сахара виновата некая загребущая частная компания, предусмотрительно скупившая у фермеров весь сахар и тарившая его в ожидании российского запрета на вывоз и сезонного пика спроса в Казахстане? И это говорит человек, после которого ещё не остыло кресло главного борца с естественными монополиями, а? Не хочу наговаривать на человека, но он явно не вчера узнал всю схему и при этом молчал. Или та монополия неестественная? В любом случае не понимаю, что (или кто?) мешало главе агентства, напрямую подчинённого президенту, добиться высочайшей аудиенции и поведать Касым-Жомарту Кемелевичу всю горькую правду про сладкий продукт. Может, у тебя на этот счёт соображения имеются? Как по мне, тут что-то нечисто, к гадалке не ходи!
С. К.: Соображения, признаться, имеются... Что касается знания некоторых схем по созданию дефицита, продажи тех или иных продуктов и товаров не на нашем, а на не нашем рынке, то здесь необязательно быть главой ведомства по борьбе с естественными монополиями. Об этих схемах открыто и давно пишут, и говорят все кому, извините, не лень. И соответствующие компании, и их хозяева хорошо известны. Быть может, эта череда новых назначений станет провозвестником и должных подходов к решению проблем и этих компаний, и хозяев, и схем? Кстати, такое впечатление, что Касым-Жомарт Кемелевич не просто отдыхал, а как раз таки делами занимался, в том числе, рассматривал кое-какие новые кандидатуры на ответственные должности. Причём не только в правительстве, но и в областных акиматах. Вот, например, помимо назначения Марата Омарова председателем Агентства по защите и развитию конкуренции, Талгата Ешенкулова вице-министром науки и высшего образования, Данияр Жаналинов назначен председателем комитета государственных доходов Министерства финансов. Получил также назначение руководителем управления госактивов Алматы Абзал Егембердиев, представили нового акима Экибастуза. Можно продолжить это перечисление кадровых изменений последних дней, но и так видно, что данный процесс идёт весьма интенсивно. И думается, он не остановится и в обозримом будущем. Особенно это касается, естественно, экономического блока правительства, который показывает себя явно не с лучшей стороны. Хотя я не хочу ни в коем случае никого из чиновных экономистов защищать, но всё же если быть объективным, то вряд ли сегодня хоть кто-то из самых что ни на есть компетентных и опытных экономистов сможет, так сказать, вырулить с нашей экономикой на более-менее ровную дорогу. Так уж у нас повелось, что такая она у нас сложилась. Прежде всего зависимой от слишком многих факторов, как внутренних, так и внешних, и урегулировать их влияние на нашу хозяйственную деятельность не просто сложно, а порой невозможно.
В. В.: Экономический блок правительства у нас явно проигрывает экономическому блоку администрации президента, хотя и в последнем не хаеки с бальцеровичами сидят. Тоже не хочу никого обижать, но люди, отвечающие за экономику в үкімет үйі, явно живут по принципу: прикинься ветошью и не отсвечивай. Пока команды не будет. Неслучайно же президент при любом удобном случае с фонарями ищет толковых экономистов с креативными идеями. С ними, к слову, напряженка не только в экономическом блоке…
С. К.: Да, вопрос с кадрами вечный, согласен. И он всегда был таковым, есть и будет. Но помимо прихода новых, свежих персоналий во власть все ждут, причём тоже давно, изменений в процессах принятия решений и, главное, контроля за их исполнением. Вот снятие Султанова, наверное, из этой области. Только контролировать министров и прочих ответственных чиновников должен не один президент. А то у нас сложилось так, что правительство собственные программы не выполняет, за этим кто должен следить? Только лишь глава государства? Почему бы не наделить полномочиями рассматривать их исполнение парламентским комитетам с правом выносить рекомендации по компетентности того или иного министра? В принятых поправках в Конституцию, кстати, нечто подобное есть, посмотрим, как это будет выглядеть на практике. Ведь на эти программы выделяются огромные бюджетные средства, и кому, как не парламенту, следить за их расходованием? Ну а если вернуться к вопросу нехватки кадров, то как тут не вспомнить в очередной раз практику назначений на посты в экономическом секторе в былые времена. Мы об этом тоже множество раз говорили: как можно назначать, к примеру, заместителем министра транспорта молодого человека тридцати лет от роду, который с проблемами транспорта знаком лишь посредством управления собственного джипа, подаренного ему высокопоставленным дядей-министром? Я не о нынешнем составе кабинета говорю, пусть не гадают, кого я имею в виду. Это так, обобщающий образ, таких персонажей у нас в разных правительствах было немало. Повылетали они все, конечно, с треском, но не только осадок от их «работы» остался, но и несладкие последствия от их полной неспособности разобраться в тех областях, куда их поставили руководить...
В. В.: Так ведь и нынче мало что изменилось. Вместо толковых, опытных людей, прошедших школу реального производства (здравоохранения, образования, строительства, транспорта – нужное подчеркнуть), к рулю ключевыми отраслями приходят вчерашние болашакеры. В лучшем случае просидевшие пару-тройку лет в «СамКе» или подведомственных ей нацкомпаниях. А мы потом удивляемся, чего это у нас то сахар дорожает, то лук, то конина, то соль. Как тут не вспомнить президента Белоруссии с его крылатой фразой: «Только взялся за яйца – масло кончилось!». Хоть по объявлениям правительство набирай…
С. К.: И вообще, я немало надежд связываю с таким ожидаемым нововведением, как многопартийный кабинет министров. Во всяком случае попробовать бы надо. Об этом и президент когда-то говорил. Вот критикует партия «Ак жол» правительство, предлагает какие-то свои решения, давай-ка кто-то из этой партейки в министры, посмотрим, как справишься. А уж депутаты из конкурирующих партий спуску тебе не дадут, проследят внимательно, как ты будешь свои предложения реализовывать. Да и вообще это не только практично, но и разнообразит нашу политическую жизнь. И ещё хотелось бы отметить, несмотря на нашу критику, далеко не всё у нас из рук вон плохо. Я вот, например, вижу, как работают сегодня районные акимы Алматы, и не могу не отметить, что они таки работают! Ходят по дворам и разговаривают с жителями. Сам был свидетелем. И при этом некоторые вопросы решаются тут же, оперативно. Это я имею в виду районы центральные, хочется думать, что и в других городских районах идёт такой же процесс. Кстати, президент обязал и министров, также как и акимов различного уровня, проводить отчётные встречи с населением. И такие встречи тоже проходят. И наконец, эти процедуры, насколько я знаю, довольно серьёзно отслеживаются администрацией президента. В частности, называют имя заместителя руководителя этой структуры Малика Мурзалина, именно он контролирует и проверяет исполнение поручений главы государства. Так что не всё так сумрачно вблизи, как говаривал Михаил Михайлович Жванецкий.
В. В.: Ну, может быть, может быть… Твоими бы устами да чай с мёдом пить, как говорил безвременно отставленный Бахыт Турлыханович! А у гениальнейшего Михал Михалыча Жванецкого есть замечательная фраза, которую наш дипломатичнейший президент давно мог бы сказать своему правительству: «Как жаль, что вы наконец-то уходите!». И он её непременно скажет, возможно, уже наступающей осенью. Для таких, как мы с тобой, это станет своего рода компенсацией за не случившиеся досрочные выборы парламента, о необходимости которых мы базарили не раз. А вот что это принесёт стране? Вопрос, конечно, интересный…