21

Скорость поступательного развития

Политическая модернизация в Казахстане дает ясный образ будущего

СТАТЬЯ ПРЕЗИДЕНТА ТОКАЕВА «НЕЗАВИСИМОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО» АКТИВНО ОБСУЖДАЕТСЯ КАК В ПРЕССЕ, ТАК И АНАЛИТИКАМИ. МЫ ПОПРОСИЛИ ВИДНОГО КАЗАХСТАНСКОГО ПОЛИТОЛОГА ЭДУАРДА ПОЛЕТАЕВА ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ВИДЕНИЕМ: КАК ОН ВОСПРИНИМАЕТ И ОЦЕНИВАЕТ ТЕЗИСЫ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В СТАТЬЕ. [газетная статья]

Эдуард Полетаев.
Эдуард Полетаев.

– Президент в своей статье сказал о том, что «необходимо продолжить политико-экономические реформы и процесс модернизации общественного сознания, сформировать качественно новую национальную идентичность, адаптированную к вызовам времени». Этот тезис многие интерпретировали по-разному. А какой смысл в этих словах видите вы? Что для вас означает новая национальная идентичность?

– Статья главы государства посвящена 30-летию независимости, а это, безусловно, знаковая дата. К тому же трансформационные процессы, связанные со строительством нового Казахстана (Касым-Жомарт Токаев в своей статье условно разделил это время на три десятилетних этапа), можно назвать одними из ключевых для государства. Все это время Казахстан создавал свою модель национально-государственной идентификации. А это не только история, территория и язык, но и свои национальные интересы, внешнеполитические ориентации. Сейчас ряд экспертов придерживается того мнения, что понятие «постсоветское пространство» уже устарело. Мол, национальная идентичность включает в себя осознание своей страны в качестве части всего мира, а не части бывшего СССР. Косвенно это подтвердил и глава государства, написав, что ровесники независимости родились и выросли в суверенной стране, у них совершенно иные мировоззрение и стиль жизни. Формирование новой национальной идентичности – непростой процесс, длительный, растянутый во времени. Потому что вся нация должна осознавать себя как коллектив, с одной стороны, отличный от других наций, с другой – обладающий особенными характеристиками. То есть это знание ответа на вопрос, кто мы такие, которое лежит, как правило, в областях истории, культуры, общественных ценностей (чему и уделено в статье немало места).

– В сегодняшнем мире, как отметил автор статьи, «помимо экономических, социальных, экологических, биологических и других угроз широко распространяются различные «идеологические вирусы». Какие из них, на ваш взгляд, сегодня наиболее опасны для нас, казахстанцев?

– Как правило, идеология в первую очередь мобилизует общество в моменты кризисов, а когда пик проблем пройден, интерес к идеологическим концепциям снижается. Например, идея деидеологизации казахстанского общества нашла свое отражение в Конституции РК 1995 года. Статья 5, пункт 1: «В Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие». Однако со временем пришло понимание того, что формирование в обществе идеологии, разделяемой большинством населения, будет являться ответом на вызовы, гарантом социальной стабильности, развития всех сфер жизни общества и государства. Во властных кругах набрало популярность мнение о том, что наличие общенациональной идеологии вырабатывает у граждан типы мышления и поведения, содействующие как укреплению государства, так и повышению качества жизни его граждан. То есть идеологию начали понимать как социально-политический институт, объединяющий граждан страны в единый народ со своими целями, ценностями и интересами. Но нельзя забывать, что любой идеологии внутренне присуще стремление во все проникнуть и везде навести порядок, взять курс на манипулирование общественным сознанием. В этом есть опасность, особенно если такое манипулирование идет со стороны. Думаю, глава государства под идеологическими вирусами подразумевал попытки со стороны с помощью различных заявлений и угроз внести раскол в стабильность общества. Идеологические вирусы не должны заходить за пределы сохранения целостности, самостоятельности и независимости государства.

– Президент отмечает: «Недопустимо, чтобы форсирование политической модернизации, популистские лозунги привели к кризису государственной системы». Однако казахстанская оппозиция критикует власть за медлительность в деле осуществления этой модернизации. Какой, на ваш взгляд, должна быть ее скорость?

– Действительно, мало придумать те или иные реформы и осуществить их, нужно еще определиться с их скоростью. А излишне высокая скорость перехода может быть социально и политически опасной. Примеры быстрых решений хорошо воспринимаются, но они обычно осуществляются в условиях осознания опасности затягивания кризиса. Политическая модернизация в Казахстане дает ясный образ будущего. И это уже хорошо. Но скорость скорости рознь. Старт осуществлен, политическая воля главы государства высказана, но институциональные преобразования и обеспечение долгосрочной устойчивости реформ не терпят суеты. Радикальные действия часто следствие популизма, а разгребать их результаты можно еще очень долго. Конечно, не хотелось, чтобы модернизация затягивалась, но важнее, думаю, ее координация и жесткое соблюдение не столько скоростей, сколько поставленных сроков.

Марк ЛОТВИН

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество