Примерное время чтения: 14 минут
223

От веков зависимости через период независимости к эпохе взаимозависимости

Партия «Народный конгресс Казахстана», созданная сразу после развала СССР, возрождается в форме движения «Народный конгресс» и одноимённой партии в ещё более ответственный и судьбоносный момент на фоне встающих перед нашей страной и народом вызовов нового глобального мирового передела [газетная статья].

За годы несменяемого правления первого президента Казахстан добился многого: накоплен опыт самостоятельной государственности, мы стали многовекторной частью мировой экономики и политики, глобального информационного пространства. Казахстанский бизнес приобщился к лучшим образцам менеджмента, прежде всего иностранного, а казахстанцы обрели возможность путешествовать по миру.

Однако наше положение во внешнем мире исключительно придаточное. Экспортируется практически только нефтяное и металлургическое сырье начальных переделов, импортируются готовые промышленные и потребительские товары. В технологических цепочках межстранового разделения труда Казахстан практически отсутствует, готовые промышленные изделия и потребительские товары на рынки третьих стран мы не поставляем. За исключением разве что автосборочного производства, и то в начальной стадии.

В целом выстроенная в Казахстане социально-экономическая и политическая модель достигла своего исчерпания не будь даже начавшегося перехода от однополярного мира к многополярному, и уж подавно она не выдерживает вызовов начавшегося мирового передела. В течение нескольких лет Казахстану предстоит пережить весь пакет трудностей, связанных с ускоренным ростом цен при сокращении предложения товаров, торможением экономики и снижением платежеспособности населения. Одновременно будет расти другая, уже не зависящая от санкций интеграционная экономика, дающая новые возможности, но за участие и за достойное место в которой тоже предстоит побороться.

А потому движение «Народный конгресс» имеет своей миссией предложить стране и народу путь к демократическому, социальному, интернациональному и патриотическому будущему.

НАРОД – ХОЗЯИН ЗЕМЛИ И БОГАТСТВ НЕДР

Государство, осуществляющее право собственности

Партия «Народный конгресс Казахстана» всегда ставила во главу угла тезис: богатства недр принадлежат народу, который должен непосредственно получать свою долю от них. Принятые на референдуме 5 июня 2022 года конституционные положения, что земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу и что от имени народа право собственности осуществляет государство, появились и по нашей инициативе, поэтому движение «НКК» во главе своей программы ставит реализацию этих судьбоносно важных конституционных новаций.

В своей программе мы предлагаем: нефтяные и газовые месторождения, шахты, рудники и металлургические комплексы должны быть возвращены под национальный контроль через национализацию или переустройство в форме ГЧП – государственно-частного партнерства. Этот процесс должен осуществляться последовательно, с соблюдением национального законодательства, всех международных договоров, контрактов и обязательств Казахстана.

НЕМЕДЛЕННОЕ ПРИОБЩЕНИЕ НАРОДА К БОГАТСТВАМ ЗЕМНЫХ НЕДР

Движение «НКК» предлагает правильно использовать Национальный фонд, в котором собираются отчисления от экспорта природного сырья. Для этого предлагается использовать систему накопительных счетов, включить Национальный фонд в состав государственного бюджета как его валютной части, утверждаемой и исполняемой в том же порядке.

В бюджетном законодательстве устанавливается правило, по которому ежегодный транш из Национального фонда в бюджет в установленной части (например, половина) распределяется по накопительным счетам граждан страны.

Накопительные счета автоматически открываются на всех детей одновременно с оформлением свидетельства о рождении. При этом на счет одного из родителей начисляется материнский капитал с правом его использования. Материнский капитал в Казахстане должен быть увеличен в разы.

Обладатели накопительных счетов наделяются правом ежемесячного использования установленной части накоплений на платежи, позволяющие поддерживать приоритетные направления национального производства: например, оплачивать услуги ЖКХ, покупать отечественные товары, продукты и лекарства, выплачивать ипотеку.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ И СОБСТВЕННОСТЬ НАРОДА НА ЗЕМЛЮ

Движение «НКК» предлагает поправки в Земельный кодекс, дающие гражданам конкретные механизмы приобретения для жилищного строительства, садово-огородной и иной полезной деятельности земельных участков из расчета не менее 10 соток на заявителя и на каждого члена его семьи. Обеспечение этого права будет осуществляться через земельный сертификат, выдаваемый каждому гражданину, включая детей с момента получения свидетельства о рождении.

Для реализации права народа на землю будут обязаны выделять на такие цели наиболее подходящие земельные массивы, обеспечивать разработку для них генеральных планов обустройства и планов детальной планировки, после чего в соответствии с этими планами прокладывать к таким участкам дороги, сети электроснабжения, водоснабжения и газификации.

ГОСУДАРСТВО КАК ГЛАВНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ЗЕМЛЁЙ И НЕДРАМИ

Низкое качество руководства и исполнительного аппарата министерств и ведомств, как и правительства в целом, коррупция и безответственность, причём как в столичных, так и в областных и районных акиматах, является острейшей проблемой нашей государственности.

Движение «НКК» предлагает проверенный мировым опытом рецепт лечения этой болезни: в развитых демократиях профессиональный аппарат дополняется избираемыми и сменяемыми политиками, что делает госслужбу и устойчивой, и гибкой. Выбор кандидатуры на пост главы правительства и кандидатов в члены правительства президент осуществляет с учётом рекомендаций мажилиса, принимаемых большинством голосов.

Фото: из газетных материалов

ГОРОДАМ, ПОСЁЛКАМ И СЁЛАМ – ВЛАСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Государственную власть в Республике Казахстан давно пора опереть на устройство власти местного самоуправления в городах, поселках и селах-аулах по образцу Европейской хартии местного самоуправления.

Действующая Конституция дает этому все основания, остается реализовать на практике ее нормы. Государственное управление, согласно Основному закону, осуществляется в административно-территориальных единицах представительными органами, маслихатами, и исполнительными органами во главе с акимами. А также установлено, что акимы являются представителями президента и правительства. Кроме того, Конституция определяет, что акимы, кроме акимов областей, городов республиканского значения и столицы, назначаются или избираются.

Для соблюдения всех конституционных норм в совокупности, предлагается соблюсти симметрию в устройстве представительных и исполнительных органов местной государственной власти: институты акимов сохранить в тех административно-территориальных единицах, в которых имеются маслихаты. То есть в областях и районах, но не в городах, где требуется переход на местное самоуправление. Ниже областного и районного уровней акимов и маслихатов нет, а есть избираемые населением органы местного самоуправления.

Власть местного самоуправления в городах состоит из представительного органа кенеса-горсовета, формируемого из избираемых горожанами депутатов. Кенес-горсовет формирует исполнительный орган – горисполком во главе с избираемым или назначаемым руководителем – мэром. Депутаты кенеса-горсовета работают на освобожденной основе, занимая должности руководителей или советников в подразделениях горисполкома и в депутатских комиссиях по контролю за исполнением бюджета города и планов развития.

Для полноты власти самоуправления в городах государство, опираясь на Конституцию, делегирует им все необходимые полномочия. Власти местного самоуправления получают полную бюджетную самостоятельность, включая закрепленные за ними налоги и сборы. При этом сбор налогов осуществляется в том же централизованном порядке, с последующим распределением собранных средств по закрепленным за ними получателям.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ

Реформа жилищно-коммунального хозяйства страны провалена, и мы называем самую глубинную причину – отстранившееся от управления городским жилым фондом государство. Представления, что жильцы сами должны как-то организовываться, а городские власти взирать на это со стороны, ограничиваясь бездельными жилищными инспекциями, несостоятельны. Правильно организованная система не должна опираться на стопроцентную активность жильцов, но обязана создавать условия для максимальной реализации потенциала домовых активов.

Движение «НКК» предлагает пакет поправок в жилищное законодательство, на этот раз ставящий все на место. Система управления городским жилым фондом должна быть трехуровневой: ОСИ-кондоминиумы в каждом многоквартирном доме, управляющие компании на принципах государственно-частного партнерства на уровне микрорайонов и городская власть как ответственный организатор всей системы.

Городские власти создают управляющие компании, ГЧП, способствуют оснащению их всей необходимой техникой и квалифицированными кадрами. Они же формируют городской социальный заказ на содержание и благоустройство дворов и междомовых территорий, озеленение микрорайонов, работу детских спортивных команд и клубов по интересам, первичную сортировку бытовых отходов. Управляющие компании (УК) работают с ОСИ-кондоминиумами на договорной основе, обеспечивая услуги по уборке дворов и подъездов, мелкому и среднему ремонту, представление интересов ОСИ-кондоминиумов во взаимодействии с поставщиками коммунальных услуг. Финансирование УК осуществляется частично за счет городского соцзаказа, частично за счет целевых взносов жильцов. Кроме того, управляющие компании оказывают платные услуги.

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО – ПАРТНЁРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Профсоюзы – приводной ремень трипартизма

Движение «НКК» считает организацию полного и адекватного профсоюзного представительства для всех наемных работников ключевой политической задачей. Для чего, всячески приветствуя свободу организации любых видов профсоюзов, считает необходимым учредить в качестве несущего каркаса территориальную вертикаль из районных, городских и областных профсоюзных уполномоченных, обеспечивающих представительство и защиту трудовых прав самозанятых и неорганизованных работников вне крупных трудовых коллективов. Вертикаль заканчивается национальным кенесом профсоюзов, члены которого избираются общенародным голосованием из предлагаемых парламентскими партиями кандидатур.

Кроме того, на всех предприятиях и организациях, начиная с определенной численности, учреждаются профсоюзные представители или при большей численности комитеты, избираемые работниками, но получающие заработную плату из опорного профсоюзного бюджета. Избранных руководителей и членов профкома работодатель не вправе увольнять, в его обязанности также входит предоставление помещения для деятельности профкома.

Государство берет на себя бязательства трипартизма: при утверждении бюджета согласовывать с национальным кенесом профсоюзов показатели прожиточного минимума и состава потребительской корзины, минимальной оплаты труда, индексации заработной платы и другие параметры, затрагивающие интересы трудящихся.

НОВАЯ ЭКОНОМИКА – ОТ КОМПРАДОРСКОЙ «ВЫВОЗНОЙ» МОДЕЛИ К НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Национальный кредит, национальная инвестиционная база, национальный план экономического развития и отказ от «плавания» национальной валюты

Превращение Казахстана в многовекторный придаток экономик Евросоюза, Китая и России стало частью хорошо продуманной и отлично организованной системы, включающей в себя как внешние, так и внутренние структуры. Мы говорим прямо: восстановление индустриального потенциала страны – задача на грани возможного. За тридцать лет превращения экономики в «сервильную» мы потеряли квалифицированные рабочие, инженерные и руководящие кадры, систему их подготовки, необходимый научно-технический и, что еще более важно, национальный созидательный дух. Тем не менее эту задачу необходимо решать, и она будет решена!

А именно: помимо коммерческого кредита, выдаваемого частными банками, только под обязательный залог и под удушающий процент, появится государственный целевой кредит действующим и вновь создаваемым производствам, включенным в национальный план индустриализации. Такие кредиты будут выдаваться на необходимый срок и под низкий процент, а в необходимых случаях целевой кредит будет дополняться прямым финансированием. То есть государство будет выступать не только кредитором, но и прямым инвестором.

Само собой, под такое целевое кредитование-инвестирование будут созданы специализированные банковские учреждения и выделенные линии, исключающие увод средств на финансовый рынок и любое нецелевое использование.

Олжас Сулейменов.
Олжас Сулейменов. Фото: из газетных материалов

И разумеется, в составе правительства и администрации президента появятся институты для разработки и сопровождения национальных и региональных планов индустриализации. Если прямо сказать, партия «НКК» считает необходимым возродить, для деятельности в современных условиях и в век цифровизации Госплан Республики Казахстан.

И еще: движение «НКК» однозначно против плавающего курса национальной валюты. Избавленный от гаданий и неопределенности, неизменный либо меняющийся только заранее известным образом паритет стоимости денег, обслуживающих внутреннюю экономику относительно валюты или корзины валют внешнеэкономической деятельности – это гарант стабильности планирования всего от семейного бюджета до инвестирования экономики. Разумеется, стабильность курса национальной валюты должна обеспечиваться в рамках создания общего финансового рынка ЕАЭС.

НОВАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ НА СЕЛЕ

Индустриальное экономическое возрождение всего Казахстана должно начаться прежде всего с возвращения высокотоварных многопрофильных и экспортно ориентированных производств в аграрном секторе.

Движение «НКК» ставит вопрос принципиально: вокруг всех областных городов, районных центров и крупных сел-аулов должны быть запроектированы и созданы аграрные комплексы, решающие две основополагающие задачи: обеспечение полной трудовой занятости всего местного населения и оптимальное использование в соответствии с современными технологиями земельных и водных ресурсов.

И третья неотъемлемая задача: восстановление на современной основе сельской индустриализации сопрягается с созданием на селе социальной и жилищно-бытовой инфраструктуры, создающей жизненные условия не хуже городских.

Наша страна, имеющая неохватные территории при относительно немногочисленном населении не должна ориентироваться на несколько мегаполисов, стягивающих на себя все окружающие ресурсы и продавливающие пространство вокруг. Наоборот, освоение гигантских территорий должно идти через массу средних и малых поселений, жители которых имеют хорошо оплачиваемую работу и устроенный быт.

Мы добьемся, чтобы сначала в виде пилотных проектов, а потом в каждом районе аким имел портфель проектов комплексной сельской индустриализации, учитывающей стимулы к объединению или кооперации действующих хозяйств, от фермерских и до латифундистских и использования пустующих земель.

И чтобы правительство имело конкретный план восстановления в Казахстане, на центральном и региональном уровнях, национальной семеноводческой и селекционной базы, ветеринарной и всей прочей инфраструктуры, включая восстановление сельскохозяйственной академии.

* * *

Это лишь некоторые, ключевые положения нашей программы, которая включает все аспекты экономической, политической, общественной и культурной жизни Казахстана.

Обсудить проблемы, накопившиеся в стране за прошедшие десятилетия, движение «НКК» намерено посредством создания платформы для национального диалога – кенеса народа Казахстана, который будет сформирован к осени 2023 года. Это будет платформа сотрудничества, обсуждения и поиска решений, необходимых для преобразования казахстанского общества. Для участия в работе кенеса мы призываем все прогрессивные силы страны, выступающие за поступательное, передовое развитие Казахстана.

Кроме того, в работе кенеса будут участвовать как казахстанские, так и зарубежные эксперты и аналитики в самых разных областях экономики и политики, общественных отношений и культуры, авторитетные общественные, политические, культурные и государственные деятели, представители деловых кругов, лидеры общественного мнения стран Евразии и других государств.

Одной из самых востребованных сегодня инициатив является необходимость большого евразийского партнерства. Здесь всенародный кенес будет работать в соответствии с объективными тенденциями и теми идеями, которые сейчас стали общей макроэкономической стратегией ЕАЭС по созданию глобальной платформы Евразии, платформы такого формата, в котором нашлось бы место для самых разных инициатив, программ, планов.

Основная идея кенеса – взаимосотрудничество разных политических и общественных сил нашей страны, объединённых идеей сделать её современной и справедливой, развитой и передовой. Это интернациональная платформа, в работе которой должны участвовать представители всех этносов Казахстана. Кроме того, кенес будет иметь многоуровневую структуру, где найдётся место и совету старейшин, и молодёжным диалоговым площадкам.

Программа работы кенеса будет нами опубликована позже, пока же обозначим основной её тезис: в нынешний переломный для республики момент объединения усилий ответственных и патриотичных граждан страны – единственный путь формирования реального фундамента политического, экономического и культурно-гуманитарного развития нового справедливого Казахстана. Кенес призван объединить инициативных граждан страны для форсированного продвижения реформ и реализации конкретных шагов по обновлению нашей родины.

И наша позиция заключается в служении интересам всего народа и не может быть однозначно помещена в классические рамки, как «левая», «правая», «консервативная», «либеральная», «зеленая». Она – общенародная.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)