Примерное время чтения: 3 минуты
128

Перемены не за горами

КАКИЕ ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В КОНСТИТУЦИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ В ПРОЕКТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЗАКОНА? [газетная статья]

«Вторая республика», о которой говорит глава нашего государства, предполагает переход от суперпрезидентской модели правления к республике с сильным президентом, влиятельным парламентом и ответственным правительством. Усовершенствуется система разделения властей, модернизируется система сдержек и противовесов. Очень важный шаг, осуществленный президентом страны, это выход его из партии «Аманат». Снимается преимущество большинства депутатов от партии, ранее усиленного главой государства, и решения парламента становятся более независимыми. Поставлен на утрату закон о первом президенте, следовательно, не будет обладать государственными полномочиями человек, покинувший должность. У него не должно быть особых привилегий и иммунитета . Неоспоримый факт, что он стоял у истоков государственной независимости, не требует конституционного оформления. Закрепление такого статуса не будет иметь никаких юридических и политических последствий. Нет надобности указывать этот факт в статье 91 Конституции, как и термин «елбасы». Подобного определения нет ни в одной демократической стране мира, а есть понятие действующего «главы государства» и «экс-президента».

Внесено в проект закона и то, что близкие родственники президента страны не должны занимать высокие политические должности, быть руководителями квазигосударственного сектора. Это особенно важно с учётом событий, произошедших в январе.

Теперь законы будут приниматься мажилисом, поскольку данную функцию он получил напрямую от избравшего его народа. Если сенат не одобряет закон в данной редакции, то может внести на рассмотрение мажилисом ряд поправок. Если мажилис соглашается с поправками, закон считается принятым в редакции сената. В ряде случаев будет создаваться согласительная комиссия. Роль сената значима в принятии конституционного закона и законов, вносящих изменения и дополнения в конституцию, такого рода нормативные правовые акты принимаются на совместных заседаниях палат парламента.

Очень важная новелла законодательства – учреждение Конституционного суда вместо Конституционного совета, который является политическим органом с квазисудебными функциями. К нему может обращаться узкий круг субъектов – президент, председатели палат парламента, премьер-министр, группа депутатов, суды в оговоренных в конституции условиях. Миссия же Конституционного суда кроме других важных функций – обеспечение защиты граждан страны, имеющих полное право обращаться в него напрямую, когда нарушаются их конституционные права и свободы. Расширяется и круг субъектов обращения в Конституционный суд – с включением генерального прокурора и уполномоченного по правам человека.

Ермек Абдрасулов.
Ермек Абдрасулов.

Ермек Абдрасулов, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, конституционного права Евразийского университета имени Л.Н. Гумилёва

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых