ЧТО ПРЕДШЕСТВОВАЛО СТАНОВЛЕНИЮ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА, КАКИЕ БЫЛИ ЕГО ПЕРВЫЕ ШАГИ, КАКОВ ОН СЕЙЧАС – ОБ ЭТОМ НАШЕМУ КОРРЕСПОНДЕНТУ РАССКАЗАЛ МУХТАР ЕРМАН, СЕКРЕТАРЬ КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ, ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК. [газетная статья]
– Мухтар Тилдабекович, давайте с самого начала: какие факторы сыграли ключевую роль в становлении казахстанского парламента?
– Надо вспомнить конец 80- х и начало 90-х годов. Инерция распада Советского Союза набирала обороты, и, по сути, во второй половине 1991 года этот процесс прошел точку невозврата. Борьба за власть, сопровождаемая августовским путчем, привела трёх известных персонажей в тихие уголки Беловежской пущи. Именно там было принято решение, вызвавшее огромные геополитические последствия, отголоски которого звучат до сих пор.
В произошедших изменениях свою роль сыграл и тогдашний состав Верховного Совета СССР. Начиная с 1989 года на съездах народных депутатов Союза стала формироваться конфронтационная платформа действующей власти. Довольно быстро инициатива перешла от президиума к небольшой группе оппозиционно настроенных депутатов, а новая риторика и поддержка перестроечных СМИ показали беспомощность и растерянность властных институтов.
Заседания съездов транслировались в прямом эфире, и поначалу все было необычно и интересно, но постепенно становилась все более очевидной контрпродуктивность популистских речей на фоне углубляющегося экономического и, прежде всего, продовольственного кризиса.
Продуктовые карточки, словно красные карточки в футболе, образно говоря, требовали «удаления с поля» Михаила Горбачева, демонстрировавшего миллионам граждан по всем каналам советского телевидения, скажем так, весьма косноязычное модерирование, а главное, никчемность, пустоту и даже вредность пустопорожних дискуссий.
– То есть фактически наступил паралич советской формации. Каким видело Казахстан его руководство в этой разрушающейся системе координат?
– В сложной обстановке Нурсултан Абишевич Назарбаев отчетливо понимал важность принятия оперативных мер для формирования государственных институтов независимого Казахстана. В своем фундаментальном труде «Эра независимости» он перечислил главные вызовы молодому государству тех лет, особо выделив следующие:
1. Отсутствие твердой политической власти и единого центра принятия решений в условиях реализации реформ.
2. Отсутствие национального законодательства и правового обеспечения реформ.
Верховный Совет Казахстана 24 апреля 1990 года учредил должность президента Казахской ССР, и депутаты подавляющим числом голосов избрали на этот пост Нурсултана Назарбаева. Взяв на себя всю полноту ответственности за ситуацию в стране, он принял ряд важнейших решений.
Во второй половине 1991 года был подписан указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. Параллельно запущен процесс образования Совета безопасности, перехода предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР, создания золотого запаса и алмазного фонда, обеспечение самостоятельности внешнеэкономической деятельности.
16 октября 1991 года Верховный Совет принял закон «О выборах президента Казахской ССР», в соответствии с которым глава государства избирался всенародным голосованием, которое состоялось 1 декабря того же года. Нурсултан Абишевич, получив убедительную поддержку казахстанцев, 16 декабря подписал закон «О государственной независимости Республики Казахстан».
– Мухтар Тилдабекович, давайте вернёмся к нашей заглавной теме. Что из себя тогда представлял Верховный совет Казахстана?
– Наш высший законодательный орган того времени представлял собой весьма пеструю картину. С одной стороны, в его составе находились опытные политики, авторитетные хозяйственники, выдающиеся ученые. С другой – тех лет позволяло проходить в депутаты помимо избирательных округов еще и через разнообразные и даже нередко экзотические каналы.
Наряду с депутатами, избранными от Коммунистической партии, комсомола, профсоюзов, возможность заседать в парламенте предоставлялась представителям объединений киношников, театралов, музыкантов, спортсменов, общества охраны памятников культуры, изобретателей и рационализаторов и даже добровольного общества борьбы за трезвость.
Многие откровенно не понимали, что в условиях стремительно меняющейся обстановки сама жизнь требует оперативного принятия точных и выверенных решений. Многочасовые дебаты и разного рода политические заявления, отнимая время, которого было, что называется, в обрез, существенно тормозили законотворческий процесс. Жизненно необходимые решения, которые надо было принимать, тонули в популистских заявлениях и амбициях отдельных избранников. Таким образом, суть момента и логика жизни привели к прекращению полномочий Верховного совета.
– Вы имеете в виду переход законодательных полномочий к президенту?
– Именно. С марта по декабрь 1995 года Нурсултан Абишевич подписал 147 указов, имеющих силу закона, создавших в формирующихся рыночных условиях правовую базу модернизации экономики.
Политическая система и государственное строительство Казахстана получили дальнейший импульс своего развития после принятия на референдуме 30 августа 1995 года Конституции. Основной закон страны, а также принятые конституционные законы «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали положение и функции ветвей власти. Указ президента Назарбаева «О выборах в Республике Казахстан» позволил провести выборы депутатов двухпалатного парламента в декабре 1995 года. Именно с этого периода начинается история деятельности профессионального двухпалатного парламента страны.
– Если не ошибаюсь, то слово «парламент» впервые появилось именно в этой Конституции?
– Верно. Но сначала скажу, что рассмотрение статей Основного закона выносилось в поле парламента. Именно в его стенах вносились поправки, направленные на дальнейшую демократизацию общества, совершенствование системы государственного управления. Надо сказать, что изменения и дополнения в Конституцию вносились пять раз. Хронология по годам выглядит следующим образом: 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годы.
Рассматривая эволюцию казахстанского парламентаризма и отвечая на ваш вопрос, необходимо подчеркнуть, что именно в Конституции 1995 года официально появился термин «парламент», а его статус был прописан в контексте и формулировке высшего законодательного органа.
Конституционная реформа 2007 года позволила сделать шаги в сторону перераспределения властных полномочий и повышения роли парламента, изменила выборное законодательство, дала новые возможности для демократизации общественной и политической жизни страны.
Конституционные новеллы 2017 года уже ознаменовали собой более глубокий этап политической модернизации. Это выразилось в усилении роли парламента в государственных делах: например, при формировании правительства, повышении его самостоятельности, а также совершенствовании правоохранительной и судебной систем, укреплении конституционного контроля.
В новой Конституции впервые было сформулировано, что парламент «осуществляет законодательную власть». Законодательный орган принял 26 поправок в 19 статьях Конституции, после чего Елбасы подписал закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Эти положения дают возможность дальнейшего развития демократических процессов. Вместе с тем в основе политической системы остается президентская форма правления.
20 марта 2019 года по предложению президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева на совместном заседании палат парламента принят закон РК «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан», согласно которому столица страны была переименована в Нур-Султан. Внесенные изменения были связаны с признанием исторической роли и заслуг первого президента Республики Казахстан – Елбасы перед народом Казахстана.
– Какие сегодня основные направления законотворческой работы депутатов?
– Главными ориентирами являются приоритеты, определенные первым президентом РК Нурсултаном Назарбаевым и главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Это прежде всего Стратегия «Казахстан–2050», План нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», ежегодные послания главы государства к народу Казахстана.
30-летие независимости – важная веха в новейшей истории Казахстана. К данному рубежу мы подошли в статусе состоявшегося государства. Как подчеркнул президент, «все эти достижения стали возможны благодаря лидерству Елбасы, мудрости и единству нашего народа, кропотливому труду всех соотечественников».
Что касается приоритетной повестки дня парламента, то в ней находятся вопросы политической и экономической модернизации нашего общества, решение которых позволит достичь главную цель четвертого десятилетия: сделать Казахстан сильным государством с конкурентоспособной нацией.
Беседовал Матвей КРОНОЦКИЙ