Примерное время чтения: 4 минуты
16

Ожидание очевидного

ЭТИ СТРОКИ ПИШУТСЯ НАКАНУНЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ. НАЙДЕТСЯ ЛИ КТО-НИБУДЬ, КТО МОЖЕТ ПРЕДПОЛОЖИТЬ ХОТЯ БЫ ДВА ВАРИАНТА ИХ ИТОГОВ? ВРЯД ЛИ. СЛОЖИВШАЯСЯ У НАС ЗА МНОГИЕ ГОДЫ ПРАКТИКА КРЕПКОЙ РУКОЙ ГОНИТ «СОМНЕНЬЯ ПРОЧЬ» [газетная статья].

Очевидно: верх одержит действующий президент. Известно также, что в первой половине следующего года обновится законодательная власть в лице парламента и маслихатов, а вслед за этим, как предписывает Конституция, должна смениться также исполнительная в изображении правительства.

Предусмотрено, что нижняя палата парламента будет формироваться по смешанной системе: мажоритарной и партийных списков. Но вот будет ли обновленный мажилис в полной мере выражать и отстаивать чаяния избравших их людей?

Думаю, что нет. Мажоритарщики теоретически могли бы внести некоторое оживление в работу палаты. Но на практике пока еще никто не отменил мощный административный ресурс, которым сегодня обладают назначаемые властью руководители регионов. Наивно было бы предполагать, что этот ресурс не будет задействован в одномандатных округах.

Но даже если сквозь административное сито и смогут просочиться непокорные «властители дум», общую погоду в нижней палате они не сделают. Дело не в их личностных качествах или гражданской позиции. Дело в другом.

Парламент поставлен и до сих пор находится в жестких рамках писаных и неписаных правил поведения. Например, несколько лет назад ему было дано право ставить вопрос о соответствии того или иного министра занимаемой должности. Этим правом он ни разу не воспользовался, хотя просто обязан был это сделать. Причем неоднократно. Кстати говоря, на это депутатам попенял глава государства.

Дальше. Почему законодатели не воспользовались своим правом провести парламентское расследование январских событий? Разве люди, избравшие депутатов, этого не хотели?

В результате правоохранители сами все расследуют под грифом «секретно», а народу дается информация в строго дозированном объеме. Теперь              о писаных правилах. Приняли поправку о том, что земля, недра, другие природные ресурсы принадлежат народу. Но радоваться не стоит, поскольку в следующем предложении говорится о том, что право собственности на все это от имени народа осуществляет государство. То есть правительство. Но кто ему дал такое право? От имени народа, согласно нашей же Конституции, могут выступать только двое: президент и парламент в пределах своих конституционных полномочий. Но при чем здесь правительство?

Читатель, можете на секунду представить, что правительство всерьез возьмется выяснить и рассказать казахстанцам, как и на каких условиях эксплуатируются принадлежащие им нефтегазовые ресурсы западными компаниями? Или угольные недра пресловутым Митталом? Я, например, не могу, поскольку копать в этом направлении правительство не будет, ибо с первым же «копком» может выйти на себя. Не логичнее ли было предоставить такое право парламенту?

Теперь судебная власть. Было объявлено, что она тоже обновляется. Но что видят люди сегодня? Заместителю акима за взятку в 4 с небольшим миллиона тенге дают 7 лет, а племяннику бывшего президента за похищенные сотни миллионов долларов – 6 лет. Как людям объяснить, что таким вот образом мы движемся к справедливому Казахстану?

Я могу, конечно, ошибаться, но предполагаю, что за предстоящие семь лет президенту Токаеву построить ни новый, ни справедливый Казахстан не удастся. Просто семь лет для этого ничтожно мало. Осуществить какие-то масштабные социальные или экономические проекты тоже.

А вот НЭП вполне. Я имею в виду навести элементарный порядок. Начиная с того, что программу экономических реформ должен разрабатывать не сам президент, а правительство, которое будет отвечать за ее реализацию.

Однако если в новом правительстве будут такие, как вице-министр энергетики, путавший ГРЭС и ГЭС, или министр экологии, утверждавший, что чем меньше будет мусорных баков в природном парке, то меньше в этом парке будет мусора, или матерящийся на людей аким области (и таких примеров десятки! – прим. авт.), то черты нового Казахстана не проявятся еще очень долго.

За семь лет вполне можно навести в доме порядок. Чтобы создать все условия для будущего комфортного в нем проживания. И если удастся, то это будет очевидной, огромной победой вновь избранного президента. И победой не только тех, кто за него голосовал, а победой всего Казахстана.

Михаил Чирков, обозреватель

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
реклама

Топ 5 читаемых