Нынешний, юбилейный для страны год – это повод по достоинству оценить достижения трех десятилетий независимости
СЕГОДНЯ В ПРЕССЕ НЕМАЛО МАТЕРИАЛОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ 30-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА, АНАЛИЗУ ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ В НАШЕМ ГОСУДАРСТВЕ. ОБ ЭТОМ И НАША БЕСЕДА С ЗАРЕМОЙ ШАУКЕНОВОЙ, ДИРЕКТОРОМ КАЗАХСТАНСКОГО ИНСТИТУТА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. [газетная статья]
У ПЛЫВУЩИХ НА ОДНОМ КОРАБЛЕ – ОДНА ДУША
– Статья Касым-Жомарта Токаева «Независимость превыше всего» уже названа программной. Какие именно программные положения этой статьи, на ваш взгляд, необходимо выделить?
– Прежде всего – ее ориентированность в будущее. Президент определяет главные цели национального развития в следующем, четвертом десятилетии.
Адекватное восприятие и непредвзятая оценка собственной истории, механизмы расширения социальной базы государственного языка, новые грани патриотизма, вопрос о земле, укрепление национальной идентичности – эти и другие темы статьи составляют суть внутриказахстанских общественных дискуссий последних лет. Все они тесно переплетены и взаимосвязаны, имеют принципиально важное значение для будущего страны. Принятая в начале независимости формула «сначала экономика, потом политика» свою главную задачу выполнила. Сегодняшняя реальность характерна запросами на определение идеологических основ национального развития. Именно им и посвящена статья.
Президент, прежде всего, отметил, что одной из главных целей нашего движения вперед является сильное и эффективное государство, в основе которого лежит принцип ответственности перед народом.
– Что этот принцип предполагает?
– Полноценную реализацию концепции «слышащего государства», высокий уровень доверия между ним и гражданским обществом, обеспечение гражданских прав и равных возможностей для каждого гражданина.
При этом значительная роль отводится либерализации политической сферы. Ряд решений на этом направлении уже есть: изменено законодательство о партиях, митингах и выборах. Готовятся положения о выборности сельских акимов. Это очень важный шаг, который позволит усовершенствовать местное самоуправление, даст гражданам реальную возможность ощутить себя хозяевами на территориях своего проживания. Разумеется, политическое реформирование важно проводить без поспешных решений и не допуская крена в популизм.
Одним из важных моментов статьи президента является то, что социальную удовлетворенность граждан он определяет как приоритетный фактор. Президент четко дает понять, что «без повышения качества жизни людей гордиться достижениями и международными успехами нашей страны излишне».
Второй стратегической целью он определил достижение высокого уровня конкурентоспособности казахстанской нации. Это означает способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям, умножать и качественно совершенствовать человеческий и социальный капитал, проявлять гражданственность, патриотизм, образованность, здоровый прагматизм и ответственность за судьбу страны. Качество нации состоит из личных качеств ее граждан. Поэтому особое внимание Касым-Жомарта Кемелевича уделено поддержке талантливой молодежи.
УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА
– Президент указывает на то, что «необходимо сформировать качественно новую национальную идентичность, адаптированную к вызовам времени». Эти слова вызвали немало дискуссионных оценок. А как бы вы их прокомментировали, особенно в контексте слов о качественно новой национальной идентичности?
– Очевидно, что в глобальном мире жизнеспособными оказываются только устойчивые идентичности, с сильным объединяющим началом. Разночтения начинаются на уровне понимания принципов, на которых национальная идентичность должна строиться. При этом каждая позиция, если она не противоречит положениям нашей Конституции, имеет право на жизнь, отражая мнение части казахстанского населения.
Национальная идентичность не создается «сверху», но государство может являться активным участником процесса ее формирования. Два года реализации концепции «слышащего государства» выявили и систематизировали ценности, разделяемые всеми казахстанцами. Они и станут основой новой национальной идентичности.
Тут надо пояснить, что ее создание не требует коренного слома или полного изменения общественного сознания, в котором естественным образом происходит модернизация. Согласитесь, современные казахстанцы отличаются от соотечественников 30, 20 и даже 10-летней давности. Трансформировалось наше понимание окружающего мира и своего места в нем, изменилось восприятие своих возможностей и целей, появились новые ценности. Мы накопили богатый опыт в консолидации полиэтничного и поликонфессионального общества. Нам есть чем поделиться с миром, но есть и чему учиться. Как отметил Касым-ЖомартТокаев в своей статье «Абай және ХХІ ғасырдағы Қазақстан», «модернизация не означает отказа от своего прошлого ради новых ценностей. В действительности это сохранение и обогащение национального наследия лучшими современными достижениями человечества».
Системообразующим ядром новой национальной идентичности выступает казахский народ, но она не сформирована исключительно им одним, включая в себя все лучшее, что проявилось в процессе взаимодействия с другими этносами. В этом наша особенность и конкурентное преимущество.
Незаменимым компонентом национальной идентичности является родной язык. Язык – это душа народа. А как гласит народная мудрость, у плывущих на одном корабле – душа одна!
ОТ СТАРИНЫ – К СОВРЕМЕННОСТИ
– Лейтмотив статьи – призыв осмыслить и усвоить свою историю. При этом автор призывает, прежде всего, профессиональных историков внести в это свой вклад, в создание новых учебников, в дальнейшее развитие исторической науки. Как вы полагаете, узнаем ли мы в ближайшем будущем имена молодых историков-профессионалов «токаевского призыва»?
– Определение исторических корней, изучение белых пятен в национальной истории представлялись важными на протяжении всего периода независимости. На многие страницы нашей истории мы сегодня смотрим под другим углом зрения. «Исторический ревизионизм» в его научном, академическом понимании – процесс естественный. Без него развитие исторической науки не было бы возможно. С каждым новым исследованием обнаруживаются новые факты, открываются неизвестные ранее обстоятельства.
Однако в последние годы обозначился тренд на использование исторической тематики некоторыми псевдоисториками в целях скорее спекулятивных: привлечь внимание к собственной персоне, «поймать хайп».
Нам необходимо преодолеть излишнее увлечение трагическими событиями прошлого. Да, в истории были трагические страницы, но не только из них она состоит. В ней немало побед и славных достижений во всех сферах. Да и виктимизация, превращение в жертву – отнюдь не лучший способ сформировать историческое самосознание.
Есть тенденция фокусировать внимание только на древних временах. Современная казахстанская молодежь зачастую знает о казахских ханах куда больше, чем о процессах, свидетелями которых были их родители. А ведь прошедшие три десятилетия – один из важнейших периодов в жизни нашего народа. Глава государства в статье призвал уделить пристальное внимание изучению, описанию и популяризации новейшей истории и дал поручение подготовить новое академическое издание по истории Казахстана, которое будет написано с позиций национальных интересов.
Узнаем ли мы в ближайшее время имена молодых историков-профессионалов «токаевского призыва»? Обязательно. Но, скорее всего, не завтра. Научный процесс не приемлет спешки, он требует многократного, «перекрестного» подтверждения. Здесь та ситуация, когда «поспешишь – людей насмешишь».
АГРЕССИЯ – ЭТО НЕ ПРО НАС
– Слова Касым-Жомарта Кемелевича Токаева о том, что «помимо экономических, социальных, экологических, биологических и других угроз широко распространяются различные идеологические вирусы», вызвали много комментариев. А какие из современных «идеологических вирусов» вы считаете наиболее опасными для нас?
– Их распространение – естественное следствием процессов глобализации. Интернет сжал мир до размеров «глобальной деревни». Мгновенная и беспрепятственная передача информации из одной точки земного шара в другую обеспечивает трансграничное пространство смысловыми потоками. Они могут быть приемлемыми для одной идентичности, но губительными для другой. А некоторые, рискну предположить, опасны сразу для всех.
Сюда отнесу деструктивную идеологию насильственного экстремизма и терроризма, агрессивное неприятие любой «инаковости». Ксенофобия никогда не была характерна для казахстанцев, но, к сожалению, сегодня и у нас кое-кто считает допустимым открыто демонстрировать в социальных сетях язык вражды.
То, что «идеологические вирусы» не всегда приводят к противоправному поведению, не делает их менее опасными. Например, естественное для бизнеса стремление монетизировать свою деятельность постепенно распространяется на всю нашу повседневность. В результате такие замечательные обычаи, как жылу и асар, становятся почти что исключением…
Сегодня Казахстан, как и весь мир, оказался перед новыми серьезными вызовами. Нет недостатка в негативных и алармистских настроениях. Но накопленный за годы независимости запас прочности, а также огромный стратегический опыт позволяют нам с уверенностью и оптимизмом смотреть в будущее, ставить новые цели и идти вперед.
Светлана СИНИЦКАЯ