Кризис на красном море подчеркивает жизненно важную роль китайско-европейских железнодорожных перевозок [газетная статья].
На фоне дезорганизации международных перевозок, возникшей в результате атак в Красном море, грузоперевозчики стали рассматривать железнодорожное сообщение между Китаем и Европой, поддерживаемое инициативой «Пояса и пути», в качестве альтернативного варианта транспортировки, что подчеркивает стратегическую важность железнодорожного канала для стабилизации глобальных цепочек поставок. Начиная с ноября йеменские хуситы атакуют торговые суда, «связанные с Израилем и направляющиеся в Израиль», называя это актом солидарности с палестинцами в секторе Газа. Их действия повлекли за собой повышение рисков для транспортных компаний, перевозящих грузы по одному из самых оживленных морских путей в мире, что привело к росту тарифов и длительным задержкам.
По данным недавнего отчета Fitch Ratings, ряд товаров небольшого объема был переведен на железнодорожные перевозки: в частности, на железнодорожную линию Китай – Европа, пропускная способность которой для транспортировки товаров из Китая на континент значительно возросла в сравнении со своим докризисным уровнем.
«С января количество запросов (по поводу грузовых железнодорожных перевозок Китай – Европа) увеличилось более чем в десять раз, а фактический объем экспорта товаров вырос в три-четыре раза», – сообщил Кун Вэйдун, глава филиала в Чжэнчжоу компании T.H.I. Group (Shanghai) Ltd, осуществляющей экспедиторские перевозки. По его словам, трансграничные железнодорожные перевозки из китайских городов в европейские пункты назначения занимают от 12 до 18 дней и обходятся примерно в $6500 за контейнер.
Заместитель генерального директора компании China Railway International Multimodal Transportation Кан Инфэн, национального оператора грузовых железнодорожных перевозок Китай – Европа и дочерней компании China Railway Container Transport, сообщает, что большой интерес привлек новый грузовой маршрут Китай – Европа, объединяющий железнодорожные и морские перевозки и пролегающий через Каспийское и Черное моря. Прежде чем попасть в европейские государства, он также проходит через такие страны, как Казахстан и Грузия.
Г-н Кан Инфэн отмечает: «Клиенты из Китая, Европы и Америки, а также крупные международные логистические компании, такие как DHL и Kuehne+Nagel, проявили пристальный интерес к новому маршруту, проходящему через трансконтинентальные морские пути, привлекающие грузопоток из Китая в Грузию, Турцию, Центральную и Восточную Европу, а также Южную Европу».
В DHL сообщили, что количество запросов на транспортировку грузов по железнодорожным путям в Россию увеличилось примерно на 40%, с тех пор как в декабре контейнеровозы стали перебрасывать по более протяженному маршруту, о чем писала в прошлом месяце газета The Financial Times.
Красное море представляет собой важнейшую ветвь океанского грузового пути, соединяющего Европу и Азию. Согласно отчету Fitch Ratings, около 60% китайских торговых операций с Европой осуществляется через Суэцкий канал, предусматривающий проход через Красное море. Цены на транспортировку выросли более чем на 150% с декабря, сообщила в конце февраля международная рейтинговая компания Fitch Ratings.
Грузоперевозчики предпочитают огибать мыс Доброй Надежды в Южной Африке, что увеличивает время транспортировки на 10-14 дней по сравнению с прямым маршрутом через Красное море и Суэцкий канал. В результате этого обхода общее время транспортировки с Дальнего Востока в Европу составляет около 50 дней.
Важность грузовых железнодорожных перевозок Китай – Европа становится все более очевидной в качестве стратегической альтернативы, способствующей перемещению товаров. Грузовое железнодорожное сообщение по маршруту Китай – Европа было запущено в 2011 году. По данным China State Railway Group, компании, контролирующей грузовые железнодорожные перевозки Китай – Европа, по состоянию на февраль было совершено более 85 000 рейсов, соединяющих 120 китайских городов с 219 пунктами назначения в 25 европейских странах.
В прошлом году между Китаем и Европой было организовано около 17 000 грузовых железнодорожных рейсов, в ходе которых было перевезено 1,9 миллиона контейнеров. По последним данным, в январе и феврале между Китаем и Европой курсировало 2928 грузовых поездов, которые перевезли 317 000 контейнеров, что на 9 и 10% соответственно больше, чем в прошлом году. Наряду с ростом пропускной способности заметно улучшилось качество обслуживания. По словам представителя компании China Railway International Multimodal Transportation Кан Инфэна, перечень товаров, перевозимых грузовыми поездами Китай – Европа, пополнился с 53 наименований на момент начала перевозок до более чем 50 000 наименований на сегодняшний день.
«Во многих городах были запущены специальные услуги: например, целый поезд, на котором можно перевозить кетчуп, древесину, чай, пищевое масло и новые энергетические транспортные средства», – сказал он.
По его словам, для обеспечения более высокого качества обслуживания с октября 2022 года поезда курсируют по четко установленному расписанию. В отличие от классических грузоперевозчиков на протяжении всего маршрута следования поезда придерживаются установленного расписания, что дополнительно сокращает время транспортировки, а также позволяет клиентам рассчитать время в пути между городами, тем самым повышая качество обслуживания. По мнению руководителя исследовательского центра по развитию транспортных технологий при Институте комплексных перевозок Государственного комитета по делам развития и реформ Ван Янкуня, к настоящему моменту действуют пять регулярных линий, которые позволили сократить время в пути на 30% по сравнению с обычными грузовыми железнодорожными рейсами Китай – Европа. Грузовое сообщение появилось как реакция на постоянный рост объемов торговли между Китаем и Европой. «Оно приобрело статус важнейшего компонента трансконтинентального транспортного логистического коридора через Азию и Европу, а также становится незаменимой частью международной транспортно-логистической системы», – сказал он.
Несмотря на растущее признание роли железнодорожного коридора, г-н Ван отметил, что грузовые поезда составляют лишь небольшую часть всего рынка международных торговых перевозок. Морской транспорт остается доминирующим способом такой транспортировки, сказал он.
Ло Ваншу