Примерное время чтения: 3 минуты
101

Команда, без которой нам…

Информационное сообщение о том, что в Казахстане сформирован Высший совет при президенте по реформам, стало ведущим по числу комментариев и оценок. Конечно же, все обсуждают состав совета и перспективы того, насколько сумеет этот новый орган власти осуществить намеченное президентом в своем недавнем послании народу Казахстана. [газетная статья]

Возглавил совет сам Касым-Жомарт Токаев, а его заместителем стал Сума Чакрабарти, многолетний глава Европейского банка реконструкции и развития, назначенный к тому же советником главы государства. Далее прилагается список восьми других членов совета. Все они хорошо казахстанцам известны, потому что руководили и руководят многие годы различными госструктурами. Именно это и вызвало скепсис у критиков «нового курса реформ», – мол, «сами они эту систему создавали, а теперь призваны ее реформировать».

А вот личность «сэра Сума Чакрабарти» привлекала куда большее внимание. И что интересно, сама его биография дала самую обильную пищу для предположений – каким может стать воплощение намеченных реформ.

Кстати, многочисленные комментаторы как-то не обратили внимания (или просто не знали об этом) на такое обстоятельство: г-н Чакрабарти одновременно с назначением в Казахстане буквально в тот же день стал и советником президента Узбекистана Шавката Мирзиеева – «по экономическому развитию, эффективному управлению и международному сотрудничеству». Интересно, не правда ли?

Что же касается перспектив нового совета, то если судить по предыдущей деятельности г-на Чакрабарти, можно с наибольшей долей вероятности предопределить его приоритеты: это формирование «очень надежной макроэкономической политики» (о чемон говорит постоянно и в любой стране, где работает), изменение «фискальной и бюджетной ситуации», «усиление работы с международными институтами» (несложно догадаться – с какими), «улучшение инвестиционного климата».

Конечно же, у каждой страны есть своя специфика. В нашей стране специфической особенностью является фактор влияния крупных финансово промышленных групп, которые должны, как задумывается, поддержать курс на реформы. Такие группы есть везде, но у нас они, можно сказать, особенные. Потому что от их отношения к происходящему и от их поведения и устремлений очень многое в экономике и финансах зависит.

Примеров того, как благие реформы и начинания «сверху» не оправдали надежд, слишком много, чтобы их не принимать во внимание. У нас было множество очень даже неплохих программ и инициатив, направленных и на создание диверсифицированной экономики, и преобразование финансовой сферы. И почти все это почему-то осталось на бумаге.

Поэтому главной задачей и совета, и лично заместителя его председателя будет, прежде всего, как он сам однажды выразился, – «сформировать хорошую команду». И вот команда сформирована. Хорошая она или нет? Остается лишь подождать, чтобы получить ответ на этот вопрос. Подождать совсем недолго.

Сергей КОЗЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых