Три десятилетия назад началось становление дипломатии независимого Казахстана
СРЕДИ ЮБИЛЕЙНЫХ ДАТ, КОТОРЫЕ ОТМЕЧАЮТСЯ В ЭТОМ ГОДУ И КОТОРЫЕ СВЯЗАНЫ С 30-ЛЕТИЕМ НЕЗАВИСИМОСТИ, НА НАШ ВЗГЛЯД, НЕДОСТАТОЧНО ЗНАЧЕНИЯ ПРИДАЮТ ОДНОМУ ВЕСЬМА ЗНАМЕНАТЕЛЬНОМУ ЮБИЛЕЮ: ТРИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ НАЗАД НАЧАЛА ЗАРОЖДАТЬСЯ ДИПЛОМАТИЯ СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА. ИМЕННО В 1991 ГОДУ ЕЮ БЫЛИ СДЕЛАНЫ ПЕРВЫЕ ШАГИ. [газетная статья]
НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭПОХИ
Причём шаги эти дались новой государственной службе очень даже нелегко. Как пишет в своей книге «Преодоление» Касым-Жомарт Токаев, «если в сфере экономики в республике имелся значительный опыт (правда, не совсем адекватный требованиям новой эпохи), то практика самостоятельного ведения дел на международной арене, по понятным причинам, полностью отсутствовала».
Республиканский МИД был структурным подразделением МИДа СССР и выполнял в основном консульские и протокольные функции. Так что внешнеполитическое ведомство Казахстана в том виде, в котором оно тогда существовало, было, казалось бы, не способно выполнять новые реальные задачи на дипломатической арене, которые необходимо было выполнять. Нужно было создавать суверенную дипломатическую службу фактически с нуля.
Для этого Нурсултан Назарбаев пригласил группу профессиональных дипломатов, работающих на тот момент в Москве, вернуться на родину и помочь ему в этой работе. Первыми прибыли в Алма-Ату Тулеутай Сулейменов (впоследствии ставший первым министром иностранных дел независимого Казахстана), Касым-Жомарт Токаев, Салим Курмангужин, Вячеслав Гиззатов.
Отметим одно обстоятельство: не все призванные казахстанским лидером профессиональные дипломаты, работавшие тогда в союзном МИДе, откликнулись на призыв вернуться в Казахстан и включиться в процесс создания дипломатической службы суверенной страны, некоторые предпочли остаться на своих постах и стали со временем сотрудниками некоторых иностранных внешнеполитических ведомств.
И тем не менее эти совершенно новые задачи, поставленные перед руководством суверенной республики (которая, напомним, стала таковой после принятия декларации о суверенитете 25 октября 1990 года), начали решаться именно 30 лет тому назад, в 1991 году. Вот что об этом периоде написал Нурсултан Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века»: «Понятно, что, если бы мы в срочном порядке не начали формировать собственную внешнюю политику, нашим интересам был бы нанесён колоссальный ущерб».
И эта политика начала формироваться уже с первых переговоров и встреч, которые проходили в тот памятный и переломный год. Напомним хотя бы о знаменитой встрече Нурсултана Назарбаева с бывшим премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер в августе 1991 года, которая прошла в аэропорту Алма-Аты во время кратковременной остановки «железной леди», когда она направлялась из Лондона в Токио. Спустя много лет именно Тэтчер назовет Нурсултана Назарбаева «одним из пяти наиболее выдающихся политиков современности».
Конечно же, эту встречу готовили тогда казахстанские сотрудники, пусть ещё и структурного подразделения МИД СССР, но уже вполне самостоятельного. Поэтому говорить о том, что в 1991-м в республике якобы совсем не было дипломатических кадров для установления связей на международной арене, не совсем верно.
ПРАВО ПЕРВОЙ ПОДПИСИ
Знаменательно, что первым документом в дипломатической практике, свидетельствующим о том, что Казахстан заявил о своих намерениях проводить всё более самостоятельную внешнеполитическую линию, стало соглашение о сотрудничестве между Казахской ССР и Турецкой Республикой, подписанное в Алма-Ате 15 марта 1991 года.
В нём выражено стремление «к дальнейшему расширению и углублению взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, экологической, культурной, гуманитарной, информационной и других сферах на долговременной основе».
А 26 сентября 1991 года президент Нурсултан Назарбаев и президент Турецкой Республики Тургут Озал подписывают декларацию о принципах и целях взаимоотношений между Казахской ССР и Турцией. В том же сентябре 91-го в Алма-Ату состоялся визит государственного секретаря США Джеймса Бейкера.
Конечно, подготовка этих первых контактов с международными лидерами, первые межгосударственные документы давались тогда ещё не обладавшим должным опытом сотрудникам республиканского МИДа с немалым трудом, учитывая всю ответственность этой работы. Об этом пишет и Нурсултан Назарбаев в книге «На пороге XXI века»: «У нас не было традиции внешнеполитической деятельности. Министерство иностранных дел Казахстана выполняло далеко не дипломатические функции. Представьте себе страну, перед которой стоят все эти сложные проблемы, но нет ни одного дипломатического представительства за рубежом, нет самых элементарных наработок по внешнеполитическим вопросам, не говоря уже о традициях внешней политики…» .
Как рассказывал автору этих строк в 1995-м году один из первых казахстанских дипломатов Вячеслав Хаменович Гиззатов, «организовать встречу с каким-нибудь из лидеров иностранного государства, подготовить соглашение или даже декларацию с международными партнёрами – этого требует дипломатическая практика, которой тогда не было. И тем не менее эта работа уже проводилась даже тогда, потому что она была необходима. И надо помнить о тех самоотверженных сотрудниках-дипломатах, которые в очень сложных условиях сумели успешно осуществить пусть и немногочисленные, но первые ответственные шаги по установлению контактов нашего руководства с мировыми лидерами, представили нашу страну, фактически открыли её для международных контактов».
ГОРЯЧИЙ ДЕКАБРЬ 91-ГО
Особенно горячей порой для первых дипломатических инициатив Казахстана выдался конец 1991 года. Сразу после президентских выборов, 2 декабря 1991 года, в Алма-Ате состоялась пресс-конференция, на которой первый президент страны Нурсултан Назарбаев отметил, что наше государство, имеющее срединное геополитическое положение, должно стать мостом между Европой и Азией. Казахстан будет иметь экономические и политические связи со всеми государствами мира.
А уже на следующий день, 3 декабря 1991 года, Нурсултан Назарбаев принял делегацию Европарламента во главе с Магдалиной Хофф. В ходе встречи было отмечено, что страны Евросоюза заинтересованы в развитии связей с Казахстаном и ждут встречи с главой государства в Брюсселе. Казахстан в свою очередь заявил о намерении развивать тесную кооперацию с ЕС.
5 декабря того же года Нурсултан Назарбаев принял делегацию ЮНЕСКО во главе с заместителем генерального директора Хенрикасом Юшкявичусом, где представители этой организации выразили желание провести в Казахстане международный семинар представителей СМИ (что и было, заметим, сделано уже в октябре 1992 года в Алма-Ате).
7 декабря 1991 года был подписан договор о торгово-экономическом сотрудничестве между Казахстаном и Узбекистаном, а на следующий день, 8 декабря, президент Назарбаев принял делегацию Пакистана во главе с государственным министром по экономическим делам Сардаром Али, который вручил нашему лидеру официальное приглашение посетить его страну с официальным визитом.
После событий в Беловежской пуще и распада СССР именно по инициативе Казахстана в Ашгабаде состоялась консультативная встреча Н. Назарбаева с лидерами Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, на которой было принято заявление о необходимости координации усилий по формированию СНГ.
И наконец, в декабре 1991 года назначенная специальным представителем президента Казахстана Акмарал Арыстанбекова направлена Нурсултаном Назарбаевым в Нью-Йорк для подготовки вступления государства в ООН. А 31 декабря 1991 года Генеральному секретарю ООН было передано заявление Республики Казахстан о приёме в члены организации, подписанное главой государства.
Таким образом, в 1991 году Казахстан начал своё шествие на международной дипломатической арене в качестве самостоятельного политического субъекта. В книге «Преодоление» Касым-Жомарт Токаев, один из создателей дипломатической службы страны, занимавший пост министра иностранных дел в 1994-1999 и 2002-2007 годах, отмечает: «Вслед за дипломатическим признанием Казахстана крайне важная задача состояла в том, чтобы концептуально определиться с приоритетными направлениями внешней политики. Какую международную политику будет проводить Казахстан – этот вопрос волновал многие государства, которые понимали, что ситуация в Центрально-Азиатском регионе будет во многом зависеть от внешнеполитического курса нового государства».
И с этой задачей дипломаты независимого Казахстана, как показало время, успешно справились.
Сергей КОЗЛОВ