Примерное время чтения: 2 минуты
68

Иногда и кризис помогает

КОГДА ВОЗНИКЛА ОСТРАЯ СИТУАЦИЯ ВОКРУГ КАСПИЙСКОГО ТРУБОПРОВОДНОГО КОНСОРЦИУМА, ПРЕСС-СЕКРЕТАРИ ПРЕЗИДЕНТОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ ЗАЯВИЛИ, ЧТО В СЛОВАХ КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА О ДИВЕРСИФИКАЦИИ МАРШРУТОВ КАЗАХСТАНСКОГО ЭКСПОРТА (В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПОНЯТНО, УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ) НЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ [газетная статья].

Безусловно, это не так. Маршруты нефтепроводов – это как раз таки самая что ни на есть геополитика.

Но! Хочется напомнить, что казахстанские логистические проекты в последние годы развивались по двум основным направлениям. Первое – евразийское, второе – китайское (точнее, развитие инфраструктуры для расширения китайского экспорта на Запад). И то и другое, безусловно, соответствует интересам национальной экономики, но остальные направления (Центральная Азия и Кавказ) долгое время были в тени.

Глобальное противостояние между Россией и Западом и усиливающееся противостояние Запада и Китая объективно ограничивает возможности для манёвра. Отсюда и инициатива президента Токаева, которую не нужно воспринимать как экспромт или реакцию на очередные проблемы трубопровода КТК.

Относительно последнего хотелось бы сразу сказать: вряд ли комплекс решений последних месяцев (шторм, мины, экологи и т. д.) был не согласован с отечественными властями. Ситуация вокруг дефицита поставок нефти на европейский рынок ведёт к росту цен, а значит, объективно выгодна и Казахстану. Во-вторых, проблемы с экспортом нефти теоретически могли бы подтолкнуть политическое руководство к поиску модели будущего безнефтяного развития (также как западные санкции сняли проблему оттока капитала из России, которая сама этот вопрос много лет никак не могла решиться).

Но вернёмся к логистике. Вопрос развития транскаспийского маршрута активно прорабатывается уже в течение длительного времени. Он не только позволяет обойти зоны конфликта (хотя Каспий и Кавказ нейтральными территориями назвать сложно), но и укрепить экономический суверенитет, и стать базой для развития потенциала страны в более широком смысле.

Нужно понимать, что при этом данный проект, точнее серия проектов, озвученная Токаевым на недавнем саммите в Ашхабаде, на петербургском и катарском форумах, вполне соотносится и с евразийской интеграцией, и центральноазиатской кооперацией, и с китайским транзитом. Главное, что в данном вопросе Казахстан выдвигает себя на более самостоятельные роли исходя из национальных интересов.

А развитие альтернативных маршрутов делает нашу страну хабом для перетока инвесторов, которые вынуждены сворачивать проекты в России или Китае, что может стать фактором и диверсификации, и модернизации нашей экономики.

Данияр АШИМБАЕВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)