Примерное время чтения: 7 минут
90

Фонд, который хапнул

Можно ли реформировать «Самрук-Казына», чтобы он не ушёл в небытие?

11 ЯНВАРЯ НА ЗАСЕДАНИИ МАЖИЛИСА ПРЕЗИДЕНТ КАСЫМЖОМАРТ ТОКАЕВ ОСТАНОВИЛСЯ НА РАБОТЕ КРУПНЕЙШЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЛДИНГА СТРАНЫ – ФОНДА «САМРУК-КАЗЫНА», ОТОЗВАВШИСЬ О НЁМ ВЕСЬМА НЕЛИЦЕПРИЯТНО. КАК СКАЗАЛ ПРЕЗИДЕНТ, АКТИВЫ ФОНДА СОСТАВЛЯЮТ ОКОЛО 60% ВВП СТРАНЫ, А ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА НАПРЯМУЮ СПОСОБСТВОВАТЬ РОСТУ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА. ОДНАКО ЗА 14 ЛЕТ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ОН ТАК И НЕ СМОГ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПОВЛИЯТЬ НА БЛАГОСОСТОЯНИЕ КАЗАХСТАНЦЕВ. [газетная статья]

ЧЁРНАЯ ДЫРА

«Ставлю задачу кардинального реформирования фонда. Об этом у меня был разговор с Саткалиевым (Алмасадам Саткалиев, председатель правления фонда, – прим. авт.). Не справится с задачей по реформированию – уйдёт в небытие. А вместе с ними сам фонд», – сказал Касым-Жомарт Токаев, но уже на встрече с бизнесменами.

В обществе уже давно сложилось твёрдое убеждение, что фонд этот похож на чёрную дыру, в которой безвозвратно исчезают бюджетные триллионы. У всех на слуху названия компаний, которые ничего не производят, но ворочают такими деньжищами, что позавидует не одна известная мировая корпорация.

Таким образом, из выступления президента можно заключить, что «гениальная» идея о необходимости создания в помощь экономике квазигосударственного сектора, некогда родившаяся в головах наших «выдающихся» экономистов, мягко говоря, себя не оправдала.

Впервые речь о целесообразности наличия в стране подобных фондов зашла шесть лет назад. На одном из заседаний парламента было отмечено, что на 1 июля 2016 года 5,4 трлн тенге временно свободных денежных средств квазигосударственного сектора были размещены на счетах банков второго уровня. При этом значительная их часть сформирована за счёт средств республиканского бюджета и Национального фонда через пополнение уставного капитала, кредитование и выпуск облигаций.

Таким образом, за первые 8 лет существования квазигосударственному сектору было выделено более 34 млрд долларов. А выхлопа практически никакого, если не сказать больше.

В период высоких цен на нефть, что наблюдался в те времена, крупнейшие государственные компании, входящие в холдинг, бесконтрольно тратили огромные деньги на инфраструктурные проекты и покупку зарубежных активов. Для этого безмятежно занимали деньги за рубежом. И внешний долг квазигосударственного сектора очень быстро вырос до 23 млрд долларов.

А после падения цен на нефть эти компании, оказавшись не в состоянии платить по долгам, обратились к государству. Дескать, помоги, спаси. Хотя изначально были созданы для того, чтобы, наоборот, его снабжать деньгами.

И государство помогло. Компания «Казмунайгаз» получила 4 млрд долларов из Национального фонда. Компания «Казахстан темир жолы» – 50 млрд тенге из ЕНПФ. Таким образом, внешний долг госкомпаний, по сути, превратился в долг государства, который фактически повесили на шеи граждан Казахстана.

На вопрос, в чём же в таком случае смысл создания подобных структур, тогда никто не ответил. А квазигосударственный сектор продолжил раздуваться. Если в 2008 году активы национальных холдингов составляли 47% от ВВП – 7,5 трлн тенге, то к 2016 году, на момент, когда ими впервые заинтересовались депутаты, они составляли 59,7% от ВВП – 27,5 трлн тенге. При этом никакой системы подотчетности перед парламентом и общественностью. Интересно, правда?

ИДИТЕ ВЫ СО СВОИМ КОНТРОЛЕМ…

Согласно официальной статистике, на которую ссылались депутаты, компании, входящие в квазигосударственный сектор, завершили тот самый 2016 год с общими убытками в 21,4 млрд тенге. А уровень их рентабельности составил всего 4,9%.

При этом разбираться в причинах столь плачевного состояния дел и принимать соответствующие меры никто и не думал. Напротив, общий размер вознаграждения, выплаченного управляющим работникам фонда и его дочерних компаний, по итогам года, составил 7,1 млрд тенге. В 2019 году размер этого вознаграждения вырос до 8,8 млрд тенге. Правда, в 2020 году общая сумма вознаграждения немного снизилась до 6,2 млрд тенге. Но это ведь тоже немало.

Самое интересное, что после явных провалов накачивание субъектов квазигосударственного сектора бюджетными средствами и средствами из Национального фонда не прекратилось. По сей день никто так и не понял, почему государство продолжило вбухивать в него огромные деньги.

Когда в том же 2016 году депутаты обратились за пояснением к тогдашнему председателю правления АО «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву, он заявил, что государственным органам не стоит чрезмерно контролировать государственные закупки национальных компаний.

«Мы не возражаем против установления единых правил закупок для всех субъектов квазигоссектора и установления ответственности работников за нарушения правил закупок, – сказал он. – Но у нас есть вопросы по второму направлению, когда закупки квазигосударственного сектора предлагается загнать под контроль Министерства финансов. Нам кажется, что в преддверии IPO это может сыграть очень негативную роль при оценке нашей компании».

После этого тему закрыли. Лишь пытливые пользователи социальных сетей стали задаваться справедливыми вопросами: разве можно так безответственно относиться к бюджетным миллиардам? Неужели это один из способов распила государственного бюджета? И сами же ответили, что, скорее всего, в этом и есть суть такой вот финансовой политики. Что манипуляции с бюджетными деньгами стали самым стабильным и прибыльным бизнесом. И что из бюджетных «дыр» рождаются целые коррупционные вселенные.

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

Экономист Меруерт Молдабаева считает, что в холдинге «Самрук-Казына» вообще нет никакой необходимости. «Экономику можно развивать без всяких подобных холдингов, – говорит она. – Ни правительство, ни государство не могут предъявить им никаких претензий. Акциями этих холдингов должно владеть государство, а если нет, то их надо ликвидировать». Она обратила внимание на то, что трое из восьми членов попечительского совета данного фонда – иностранцы. «Я бы не сказала, что это квалифицированные специалисты, преуспевшие у себя на родине. Напротив, оказавшись невостребованными в своих станах, они приехали сюда зарабатывать деньги. Хороших специалистов зарубежные страны оставляют у себя. Мы не должны забывать об этом. Поэтому считаю необходимым привлечь в руководство «Самрук-Казына» молодых отечественных специалистов. Согласна с президентом в том, что данный национальный холдинг нужно реформировать. Сейчас идет период реабилитации экономики, экономии бюджета за счёт сокращения малоприбыльных компаний», – сказала Молдабаева.

По мнению экономиста Олжаса Худайбергенова, фонд «Самрук-Казына», скорее всего, сохранится как юридическое лицо. Однако сильно сузит свой функционал. При этом сменится руководство. Назначение по блату, формальный состав советов директоров и тому подобное, по его мнению, уйдёт в прошлое.

Во всяком случае после выступления президента появилась надежда на это. Вот и премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что по поручению главы государства уже разрабатываются меры по реформированию холдинга «Самрук-Казына» для повышения его эффективности и прозрачности, упрощения процедур закупок, поддержки отечественного бизнеса, в том числе через долгосрочные контракты. «Будет активизирована работа по активизации комплексного плана приватизации, установлению более чётких критериев для передачи объектов в частную собственность. В этом и следующем годах планируется выход на IPO таких компаний, как «КазМунайГаз», Air Astana и «КазахГаз». В целом по группе компаний фонда «Самрук-Казына» в этот период планируется вывести на приватизацию около 40 предприятий. Их список будет размещён в открытом доступе в ближайшее время. Фонд, выступая партнёром со стороны государства, станет активным соинвестором и будет способствовать привлечению частных инвестиций в первую очередь отечественных, а также зарубежных, в приоритетные отрасли нашей экономики», – сказал премьер.

Звучит впечатляюще. Как оно будет на самом деле, посмотрим.

Айдар ЕРМЕКОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых