41

ЕАЭС выходит из «ковидного» плена

Период пандемии продемонстрировал способности интеграционного объединения адаптироваться к неожиданным вызовам, в результате чего экономика стран-участниц постепенно восстанавливается.

С января 2021 года председательство в уставных органах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) перешло от Беларуси к Казахстану. Оно совпало с такой значимой датой как 30-летие независимости Казахстана и других стран-членов Союза, что является в определенной степени символичным. Прагматичное евразийство диктует свои законы, так что еще в 90-х годах начало проявляться осознание необходимости систематизации и институционализации исторически сложившихся торгово-экономических связей. В результате в 2015 году ЕАЭС начал свою работу в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. За шестилетний период своего существования Союз прошел институциональное становление и сформировался как международная организация региональной экономической интеграции.

Пандемийный период стал временем сдачи экзамена для ЕАЭС, как на системную организацию, которая может работать в суперэкстремальных условиях. Закрытость границ, изоляционная карантинная жизнь сказались на развитии экономических связей в рамках ЕАЭС. Информационное обеспечение интеграционных процессов развивалось во многом стихийно. Надо было понять, как Союз намерен позиционировать себя в новых условиях и как он может развиваться. В связи с этим под председательством Казахстана важно было ускорить евразийский механизм и приложить массу усилий, чтобы не только восстановить показатели 2019 года, но и по возможности их улучшить.

Президент Касым-Жомарт Токаев дважды расставлял приоритеты Казахстана в период его председательства. Сначала он это сделал на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС в декабре 2020 года, а потом в специальном обращении к главам государств, в январе года нынешнего. Цели председательства Казахстана были сформированы с учетом опыта работы ЕАЭС и наиболее актуальных вызовов и возможностей в условиях новой экономической реальности. Предложено уделить особое внимание пяти вопросам:

- промышленное сотрудничество;

- справедливая взаимная торговля;

- использование потенциала трансграничных транспортных артерий и логистических хабов;

- всеобъемлющая цифровизация как сила развития экономики;

- отношения с третьими странами и интеграционными объединениями.

Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к главам стран ЕАЭС отметил, что «в таких условиях мы, как Союз, должны ориентироваться на долгосрочные приоритеты: сохранение устойчивости экономических и социальных систем, повышение благосостояния граждан и обеспечение прогресса ЕАЭС и его государств-членов».

Казахстан всегда выступал за создание равных и недискриминационных условий для всех участников рынка. Поэтому президент страны, выступая 21 мая 2021 года в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета, предложил создать национальные системы мониторинга барьеров на рынке ЕАЭС. «На пути к посткризисному восстановлению нам необходимо решить наболевшую, можно сказать, проблему барьеров во взаимной торговле. В период локдауна их количество возросло. Есть опасения, что по мере восстановления торгово-экономической активности барьеры не уйдут сами по себе. Данные ограничения наносят ущерб развитию торгово-экономических отношений, ограничивают потенциал роста и развития союза», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

В 2020 году показатель взаимной торговли государств ЕАЭС показал отрицательную динамику, поэтому под председательством Казахстана необходимо было проработать совместные меры по преодолению кризиса, наметить ключевые направления новой модернизации экономик, продемонстрировать оптимизм и согласованные действия. В результате Союз доказал способность устранять препятствия и искать пути согласия.

Казахстан занял пост председателя в непростое время. Помимо негативного воздействия пандемии, политическая нестабильность в Беларуси и Кыргызстане, военный конфликт с участием Армении в Нагорном Карабахе также отрицательно сказались на экономиках этих стран. Ситуация усугубляется санкциями в отношении России и Беларуси. Сократился приток трудовых мигрантов из стран ЕАЭС в Россию и Казахстан, возросла финансовая турбулентность, произошло ослабление национальных валют в странах-членах ЕАЭС, снижение инвестиционной активности. Также было много критики за то, что объем взаимной торговли в рамках объединения существенно меньше объема внешней торговли. Объем взаимной торговли в 2020 году составил 54 млрд долларов США, тогда как объем внешней торговли - 622 млрд долларов.

Власти Казахстана сумели поддержать отечественный бизнес и население за счет бюджетных средств. В 2020 году было выделено фискальных резервов в размере 8,7% от ВВП страны. Это сказалось на статистической экономической устойчивости всего Союза. Если посмотреть на историю функционирования ЕАЭС, возникает ощущение, что с самого начала мировые кризисы словно испытывают объединение на прочность. Например, первый год его работы, 2015-й, пришелся на серьезный спад в мировой экономике, связанный со снижением мировых цен на нефть. Тогда суммарный ВВП государств-членов ЕАЭС сократился на 33%.

Тем не менее в разгар пандемии руководству стран-членов ЕАЭС удалось оперативно решать возникающие вопросы благодаря наличию отлаженных институциональных механизмов и наднационального органа - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Кроме того, в числе факторов, способствовавших преодолению кризиса, можно назвать работу антикризисного Евразийского фонда стабилизации и развития, а также высокую роль государства в экономике, что является преимуществом в кризисные времена. Население в целом поддерживает интеграцию, а правовая база ЕАЭС включает все необходимые меры и механизмы развития интеграции и борьбы с коронакризисом. Также стоит отметить, что

Страны Союза в целом обеспечены различными природными ресурсами для развития промышленности, имеют транзитный потенциал и единство таможенной территории между Европой и Азией и добрососедские отношения с Китаем.

В непростой для экономики период были приняты Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Данный документ был утвержден главами государств в декабре 2020 года, он содержит 11 ключевых направлений и около 330 мер и механизмов, в том числе в сферах, ранее не предусмотренных интеграционной повесткой: образовании и науке, туризме, спорте и здравоохранении. План мероприятий по реализации Стратегических направлений был утвержден Советом ЕЭК в апреле 2021 года.​

Утверждение Стратегических направлений многие эксперты называют прорывным для интеграционных процессов в Союзе, поскольку документ пересматривает некоторые установленные Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 годы нормы (то есть вносит 25 поправок), а также раскрывает потенциал интеграции для людей, чему раньше было уделено недостаточное внимание.

Помимо этого, стоит отметить ряд предпринятых странами ЕАЭС совместных антикризисных и стабилизационных мер. Они включали в себя создание «зеленого коридора» для импорта критически важных товаров (то есть временное обнуление ставок ввозных таможенных пошлин и упрощение таможенных процедур) и введение ограничений на экспорт значимых товаров в третьи страны. Был разрешен выпуск в обращение на таможенной территории ЕАЭС лекарственных средств и медицинских изделий, предназначенных для экспорта. Проведены совместные мероприятия по созданию противовирусных препаратов и вакцин и налаживанию их массового производства (в результате чего, к примеру, было налажено производство вакцины «Спутник-V» в Караганде). Осуществлялись мониторинг и оперативное принятие решений в случаях необоснованного роста цен. Евразийский фонд стабилизации и развития выдавал кредиты в целях макроэкономической стабилизации. Был предпринят комплекс мер по цифровизации торговли и созданы механизмы оперативных консультаций на разных уровнях.

Союз сегодня выгоден всем его участникам и процесс экономической интеграции пока необратим. Та работа, которая была проведена, оказалась очень непростой. Конечно, проект ЕАЭС опирается на большую политическую волю элит, его создавших, но в базисе его лежат текущие и стратегические перспективы, своии для каждого государства-члена. В августе 2021 года Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил за укрепление ЕАЭС за счет вступления в него новых стран. «Как почетный председатель этой организации (ЕАЭС) я за этим наблюдаю, и нам надо укреплять эту организацию, надо, чтобы другие были здесь, наши соседи: Узбекистан, Таджикистан - они должны быть. Еще с Туркменистаном надо поработать», - сказал он во время встречи с премьер-министром России Михаилом Мишустиным.

Активность и успешность интеграционных усилий в ЕАЭС в 2021 году повышалась и воплощалась в конкретные результаты. В июле нынешнего года была запущена цифровая платформа «Работа без границ», которая позволит гражданам стран ЕАЭС меньше времени тратить на поиски работы. Вакансии в систему будут поступать из национальных сервисов по трудоустройству. Также страны Союза начали смещать фокус развития своих экономик в сторону инноваций, биотехнологий, цифровых и медицинских технологий, «зеленой» экономики, энергоэффективности, что будет востребовано в мире в ближайшем будущем.

В 2021 году официальные лица, которых цитировали СМИ, отзывались о Союзе в позитивном ключе. Премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, принимавший в августе нынешнего года участие в заседании Евразийского межправительственного совета в Чолпон-Ате, проинформировал, что взаимная торговля в рамках ЕАЭС в январе-июне 2021 года составила порядка 33 млрд долларов. Это на 32% больше, чем за январь-июнь прошлого года. Объем торговли с третьими странами вырос на 24,5%, до 371,1 млрд долларов.

Отметил положительную динамику экономики ЕАЭС в текущем году и председатель ЕЭК Михаил Мясникович. По его данным, за первое полугодие объемы промышленного производства выросли на 4,4%, а в обрабатывающей промышленности – на 6,5%. Более чем на 9% увеличился потребительский спрос в Союзе, численность безработных сократилась в два раза. Взаимная торговля товарами продемонстрировала рост на 31,9%. Также зафиксирован рост объемов кооперационных поставок между государствами Союза на 25%.

В свою очередь, по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, в январе-июне 2021года взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС,  составила более 11,5 млрд долларов США, что в номинальном выражении больше на 25,3%, чем за этот же период прошлого года.

Таким образом уроки пандемии говорят о том, что ЕАЭС следует учитывать форс-мажорные обстоятельства и не просто быть готовым к новым вызовам, но и по мере возможности извлекать возможные выгоды из ситуации. Для этого необходимо вовремя распознавать те или иные возможные риски для бизнеса и экономики страны в целом, опираясь на свои сильные стороны и развивая их. Также требуется усилить согласованность действий в рамках ЕАЭС, чтобы экономическая активность не встречала препятствий. Поэтому важны унификация, цифровизация и открытость информации.

Вовлеченность стран-участниц, коллегиальный подход, выработка и поддержка чувства сопричастности к общему делу - все это есть в заинтересованной среде, однако пока еще провисает медиа-образ интеграции в СМИ. Работа по популяризации среди населения нуждается в конкретных примерах успеха, создании понятных медиа-кейсов, но оценить ее эффективность невозможно в короткий срок, брендинг огромной территории (20% мировой суши) требует долгосрочных перспектив. Потенциал евразийской интеграции остается огромным, как и возможность расширения круга заинтересованных участников данного проекта.

Эдуард ПОЛЕТАЕВ

Оставить комментарий (0)
Акция! Заправляйся выгодой на Qazaq Oil

Топ 5 читаемых