91

Быть вместе всегда выгоднее

Евразийская интеграция успешно развивается и в наше непростое время

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С САМОГО НАЧАЛА ОДОБРИТЕЛЬНО ВОСПРИНИМАЛАСЬ БОЛЬШИНСТВОМ НАСЕЛЕНИЯ МНОГИХ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА. ВРЕМЯ ПОДТВЕРДИЛО РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЕАЭС И ПРЯМУЮ ВЫГОДУ ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО СОЮЗ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ИХ СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. [газетная статья]

Эту позицию разделяет и наш собеседник Вячеслав Додонов, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан.

Вячеслав Додонов.
Вячеслав Додонов.

У ДОБРЫХ СОСЕДЕЙ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ

– Вячеслав Юрьевич, пандемия продолжается, но и деловая жизнь не стоит на месте. На днях состоялся очередной телефонный разговор глав правительств Казахстана и России, которые обсудили актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества. Чем сегодня оно, на ваш взгляд, характеризуется?

– У нашего сотрудничества очень много граней, и его актуальность повышается в ходе противодействия вызовам, с которыми столкнулись Казахстан и Россия во время пандемии Covid-19. Это широкий спектр не только экономического, но и гуманитарного характера от поставок вакцин и решения вопросов с возвращением казахстанских студентов на учебу в российские вузы до разрешения возникающих проблем с перемещением грузов через границы в условиях карантинных ограничений и взаимодействия в рамках соглашения ОПЕК+.

Кроме специфики текущего момента остаются и направления стратегического взаимодействия, которые также нуждаются в регулярном обсуждении и согласовании. В нынешнем году Казахстан стал председателем ЕАЭС, что предполагает более глубокое погружение в деятельность этой организации, учитывая участие двух наших стран в актуальных международных проектах, таких как инициатива «Пояс и путь», особенно в части реализации ее транзитного потенциала. Сюда же надо отнести координацию экономической политики в контексте нарастания проблем и кризисных явлений в мировой экономике, которые вызывают схожие последствия для Казахстана и России.

– Интеграционное взаимодействие партнеров по ЕАЭС иногда приводит к конфликту интересов, что дает повод критикам союза утверждать, что он неэффективен. Но так ли это?

– Любое взаимодействие партнеров сопровождается конфликтами интересов. Это нормально, особенно когда речь идет о многостороннем формате сотрудничества, в который вовлечены стороны, имеющие различные приоритеты развития, экономические модели, ожидания от интеграции. Вопрос в том, существуют ли инструменты их разрешения и работают ли они. Формат интеграционных объединений, таких как ЕАЭС, предполагает наличие постоянно функционирующих рабочих органов – в данном случае Евразийской экономической комиссии, – которые занимаются решением всего, что связано с его деятельностью, в оперативном, ежедневном режиме. Поэтому сотрудничество в рамках ЕАЭС существенно отличается от обычного двустороннего, когда, как правило, используется формат межправительственных комиссий, которые собираются лишь время от времени для обсуждения острых углов и с гораздо меньшей эффективностью. Механизмы разрешения противоречий в рамках ЕАЭС известны: принятие ключевых решений на основе полного консенсуса, равное представительство стран в коллегии ЕЭК (руководящем органе ЕАЭС), состоящем из десяти членов, по два от каждой страны-участницы, и обязательность исполнения принятых решений на территории всего союза. Нельзя не признать, что определенные проблемы в ЕАЭС существуют, но все же есть и прогресс. Например, возьмем самую обсуждаемую тему интеграции – количество препятствий на общем рынке ЕАЭС, которое постоянно росло, несмотря на очевидность проблемы для всех сторон союза и ее несоответствие нормативным актам организации. Однако в последнее время их число сокращается: с 71-го на начало 2019 года до 59 на сегодня. Это минимальное количество за все время существования ЕАЭС. И на мой взгляд, минимизация препятствий является свидетельством того, что механизмы решения проблем и преодоления конфликта интересов не только существуют, но и работают.

ОДИН ПУТЬ – ОДНА ЦЕЛЬ

– У китайской инициативы «Пояс и путь» были и остаются недоброжелатели, но она развивается и демонстрирует жизнеспособность. Какова реальная выгода от нее Казахстану?

– Казахстан активно сотрудничал с Китаем и до старта этой инициативы. Сначала она называлась «Один пояс – один путь», была объявлена в 2013 году, а реальная ее реализация началась через два года. Причем пиковые показатели сотрудничества – и в части двусторонней торговли, и в части привлечения инвестиций из КНР – были достигнуты еще в 2012-2013 годах. Товарооборот в 2013 году равнялся примерно 23 млрд долларов, включая экспорт из Казахстана в объеме 14,4 млрд долларов. Валовый приток инвестиций из КНР в Казахстан достиг пика в 2012 году, составив 2,4 млрд долларов. Когда начала работать «Инициатива пояса и пути», показатели несколько уменьшились. Средний объем товарооборота, по данным казахстанской статистики, в 2015-18 годах составил 10,2 млрд долларов. В 2019 году он вырос до 14,8 млрд долларов, в 2020-м – до 15,4 миллиарда.

В НЫНЕШНЕМ ГОДУ КАЗАХСТАН СТАЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ЕАЭС, ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Как видим, ростидет, но даже при этом объем товарооборота остается значительно ниже прежних пиковых значений. Такая же ситуация и в части инвестиций из КНР, их объем в последние годы заметно ниже максимумов девятилетней давности. Эта ситуация, однако, отражает не снижение интенсивности сотрудничества с КНР, а общие тенденции внешнеэкономических показателей Казахстана, которые сильно связаны с ценами на нефть, основного экспортного товара страны. В 2012-13 годах эти цены находились на исторических максимумах, чем и были обусловлены пиковые уровни макроэкономических показателей – внешней торговли, привлеченных иностранных инвестиций, размера ВВП и других параметров. После снижения нефтяных цен сократились объемы внешней торговли со всеми странами и объемы привлекаемых инвестиций. Сотрудничество с КНР не стало исключением, даже несмотря на реализацию «Инициативы пояса и пути». Тем не менее этот проект помогает росту сотрудничества в транспортной инфраструктуре, а также в увеличении доходов Казахстана от транзита китайских грузов в Европу. Экспорт услуг Казахстана вырос с 2013 года по 2019-й с 5,1 млрд долларов до 7,8 миллиарда. Основной объем дают грузовые перевозки, а основным направлением экспорта этих услуг является Китай. В 2019 году грузовые перевозки сюда оцениваются в 2,1 млрд долларов, а шесть лет назад было 0,2 млрд долл. В период реализации «Инициативы пояса и пути» экспорт казахстанских услуг в Китай по линии грузовых перевозок вырос в десять раз, а Китай стал для Казахстана основным направлением в данной отрасли. Это один из наиболее наглядных эффектов «Пояса и пути» для Казахстана.

– Как изменились подходы Казахстана к привлечению инвестиций в связи с общемировым кризисом? И в частности, в принятии новых законов?

– Кризис нанес очень сильный удар по международным инвестиционным потокам в мире. По оценкам UNCTAD, в прошлом году их объем сократился примерно вдвое. Казахстан также не обошли негативные последствия кризиса, которые для нас были усилены резким падением нефтяных цен, что привело к уменьшению притока инвестиций в основную отрасль их приложения – нефтедобычу. Данных за полный 2020 год еще нет, но по итогам трех кварталов этого года валовый приток прямых иностранных вложений сократился относительно аналогичного периода 2019 года на треть. Законодательство Казахстана в целом благоприятно для иностранных инвестиций, о чем свидетельствует тот факт, что их накопленный объем по всем видам составляет 226 млрд долларов, а по относительным параметрам этого показателя Казахстан входит в число лидеров среди стран с сопоставимыми экономическими условиями. Тем не менее работа по совершенствованию нормативной базы, защите прав инвесторов, обеспечению благоприятного климата работы предприятий с участием иностранного капитала продолжается.

Светлана СИНИЦКАЯ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество