46

Безопасность в законе

Политический вес не зависит от наличия и мощи ядерного потенциала

ПУТЬ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА ДЛИНОЙ В 30 ЛЕТ, КАК И ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ПУТЬ – ЧЕЛОВЕКА ЛИ, ГОСУДАРСТВА, НАЧИНАЛСЯ С ПЕРВЫХ ШАГОВ. КАКИМ ОНИ БЫЛИ – ТЕ ШАГИ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ НАШЕЙ СТРАНЫ? И КАКИЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ СЕЙЧАС, ЧТОБЫ УВЕРЕННО ДВИГАТЬСЯ В ДЕНЬ ЗАВТРАШНИЙ? ОБ ЭТОМ БЕСЕДУЮТ ЖУРНАЛИСТ МИХАИЛ ЧИРКОВ И СЕКРЕТАРЬ КОМИТЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ, ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК МУХТАР ЕРМАН. [газетная статья]

КАЗАХСТАН НА КОНТРОЛЬНОМ ВЗВЕШИВАНИИ

Михаил ЧИРКОВ: Перефразируя известное суждение о революции, можно сказать, что суверенитет государства лишь тогда чего-нибудь стоит, когда он надежно защищен. Если оглянуться на начало 90-х, то можно отчетливо увидеть, что этот постулат стал главным вектором движения молодого независимого Казахстана. Как формировались институты, целью которых была защита суверенитета, нашего государства в целом? В первую очередь я имею в виду силовой блок, обеспечивающий национальную безопасность.

Михаил Чирков.
Михаил Чирков.

Мухтар ЕРМАН: Создание, становление и развитие Вооруженных сил, специальных органов, других воинских формирований происходило под непосредственным руководством первого президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. После распада Советского Союза государства – члены СНГ заключили соглашение о создании объединенных вооруженных сил, однако практически сразу каждый участник соглашения приступил к формированию собственной армии.

Мухтар Ерман.
Мухтар Ерман.

У нас первым шагом на этом пути стало подписание 25 октября 1991 года президентом Казахстана указа об образовании Государственного комитета обороны.

В начале января 1992 года глава государства дал указание разработать концепцию по военным вопросам. Было также решено провести инвентаризацию воинских частей, вооружения, военной техники, имущества и научно-технического оборудования полигонов, производственного оборудования военных заводов.

Многие помнят, что во времена СССР в Казахстане были размещены стратегические ракеты и бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, мощная войсковая армия, средства раннего обнаружения ракет, части технической разведки, подразделения, занятые обслуживанием космодрома Байконур и Семипалатинского ядерного полигона.

М. Ч.: Кстати говоря, в нынешнем году будет 30 лет со дня закрытия этого крупнейшего в мире полигона. В то время бытовала точка зрения, что президент Назарбаев напрасно принял такое решение. Мол, с ядерным оружием авторитет Казахстана, политический вес его руководителя были бы куда весомее.

М. Е.: Не просто бытовала. Нурсултан Назарбаев закрыл полигон, когда Казахстан еще входил в состав Советского Союза. и в Москве были категорически против этого решения. Можно с полным правом сказать, что выстраданный нашей землей, нашим народом и принятый наперекор центру указ президента Казахской ССР от 29 августа 1991 года стал по своей сути первым шагом независимого Казахстана, предвестником его официально провозглашенной независимости.

Что касается авторитета и политического веса. Мне думается, они зависят не от наличия и мощи ядерного потенциала, а от потенциала созидания народа и его лидера, от реализации этого потенциала.

Среди первых шагов нашего молодого суверенного Казахстана в государственном строительстве надо назвать создание системы национальной безопасности. Основным правовым актом для этого стал указ президента от 7 мая 1992 года о создании Вооруженных сил Республики Казахстан.

В этот же день Нурсултан Назарбаев подписал немаловажный для оборонной сферы документ о преобразовании Государственного комитета обороны Республики Казахстан в Министерство обороны Республики Казахстан. Первым главой этого ведомства был назначен генерал-полковник, Герой Советского Союза Сагадат Нурмагамбетов, легендарная личность в военной истории и СССР, и Республики Казахстан. Впоследствии ему было присвоено звание генерала армии и высокий статус «Халық Қаһарманы». В кратчайшие сроки были созданы системы управления войсками, начали решаться вопросы финансового, материально-технического и медицинского обеспечения войск. В том же 1992 году были подписаны президентские указы о формировании республиканской гвардии и пограничных войск.

По поручению Нурсултана Абишевича началась работа по составлению военной доктрины, которая была утверждена 11 февраля 1993 года. 9 апреля 1993 года президент подписал закон «Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан», в котором определялись принципы организации обороны, роль и полномочия ВС РК и органов государственной власти в системе обеспечения безопасности страны. Одновременно решались вопросы подготовки кадров и развития военной науки. Алматинское высшее военное командное училище было преобразовано в военную академию, а затем в Национальный университет обороны. Были созданы Академия КНБ, кадетский корпус, военная школа «Жас Ұлан».

В 2005 году были приняты новые законы РК «Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан» и «О воинской обязанности и воинской службе». Конечно, перечень всех принятых за тридцать лет законодательных актов этим не ограничивается. Я упомянул лишь этапные документы периода формирования силового блока системы национальной безопасности.

Как впоследствии подчеркивал Елбасы, «за годы независимости в Казахстане были созданы все необходимые структуры, надежно обеспечивающие оборону, безопасность и экономические интересы суверенного Казахстана. Создан надежный щит, обеспечивающий мирное развитие страны».

 ЗАДАЧКА МИНФИНУ ЗА 8 КЛАСС

М. Ч.: Речь шла о начальном этапе формирования механизмов защиты суверенитета. А как происходит взаимодействие парламента с упомянутыми выше государственными институтами в сегодняшних условиях, когда необходимая законодательная база уже создана?

М. Е.: В соответствии с законом «Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан» парламент РК осуществляет законодательное регулирование в области обороны и безопасности государства. Эта работа носит разноплановый характер. К примеру, члены нашего комитета проводят тематические заседания, заслушивают профильных министров на правительственных часах, выезжают в регионы, где знакомятся с обстановкой в частях, гарнизонах, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Но главным, конечно, остается обсуждение и принятие законов, внесение в них дополнений и изменений.

За несколько последних лет, например, на законодательном уровне введена новая и эффективная система обеспечения жильем военнослужащих, значительно усилены правила безопасности при размещении и деятельности воинских складов и арсеналов, принят закон об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе. При рассмотрении проектов государственного бюджета мы внимательно отслеживаем статьи, имеющие отношение к обеспечению деятельности нашей армии. Один пример: благодаря принципиальной позиции депутатов была значительно увеличена сумма суточного продовольственного пайка военнослужащим.

М. Ч.: Не могу согласиться, что этот пример полностью позитивный, и вот почему. Я хорошо помню, что увеличение пайка обсуждалось в мажилисе не один год – и в рабочих группах, и на правительственных часах, и в депутатских запросах, и на пленарных заседаниях. Во-первых, просто удручает количество бюрократических препон и всякого рода согласований. Во-вторых, за время, когда обсуждался вопрос, может ли полуголодный солдат хорошо защищать родину, и было наконец принято необходимое решение, инфляция практически съела все это увеличение пайка. Выходит, надо опять заново проявлять принципиальную позицию? Хотя один из депутатов предлагал Минфину принять формулу, по которой с учетом переменной величины (то есть уровня инфляции) автоматически проводился бы расчет величины денежного содержания продовольственного пайка на необходимом уровне. Но в Минфине за несколько лет составить формулу сложности 8-го класса средней школы так и не смогли.

ЖЕСТКИЕ КАРАНТИННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОШЛОГО ГОДА ЯСНО ПОКАЗАЛИ ОЧЕВИДНУЮ КАРТИНУ: ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ТОГО, ЧТО ПОСТОЯННО НАРАЩИВАЕТСЯ СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, В СТРАНЕ НЕ БЫЛО ПЕРЕБОЕВ С ПОСТАВКАМИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.

М. Е.: Согласен. Здесь депутатам с правительством есть над чем еще поработать.

ЗАЩИТИТ ЛИ КИБЕРЩИТ?

М. Ч.: Национальная безопасность включает в себя многие составляющие. Как она законодательно обеспечивается, например, в таких сферах, как информация, медицина, продовольственное обеспечение?

М. Е.: Актуальный вопрос. С одной стороны, правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности детально прописаны в соответствующих законах. Но с другой стороны, мы видим, что на практике принятые нормы не всегда исполняются качественно.

Информационная безопасность сегодня – это один из важнейших элементов общей системы безопасности. Он связан с состоянием защищенности информационного пространства, прав и интересов граждан, общества и государства. Были приняты законы об информатизации, защите персональных данных, о связи, электронном документообороте и другие. Действует концепция кибербезопасности «Киберщит Казахстана».

Вместе с тем госорганы годами не решают три основные проблемы. Первая – многие наши населенные пункты, особенно в сельской местности, или вообще не имеют интернета, или имеют, но плохого качества. Вторая – интеграция информационных систем и платформ у нас по-прежнему на низком уровне. И третья – до сих пор не преодолены системные недоработки в формировании отечественного информационного контента. Хотя и на программу «Цифровой Казахстан», и на государственный информационный заказ ежегодно тратятся миллиарды тенге.

В условиях пандемии коронавируса на первый план вышли вопросы медицинской безопасности. И в прошлом, и в текущем созыве депутаты мажилиса остро ставят вопросы перед правительством по организации профилактики, тестирования, лечения, вакцинирования населения. В феврале был объявлен старт вакцинации, и наши коллеги уже тогда говорили о плохой информированности казахстанцев, отсутствии необходимого количества вакцин, проблемах организации производства и доставки препарата в регионы. Прошло два месяца, были выделены значительные средства, но положение дел оставляет желать лучшего. Депутаты потребовали указать конкретный план поставок вакцины по регионам и график вакцинации.

Что касается продовольственной безопасности, то она, без преувеличения, ключевой фактор внутренней стабильности общества. Жесткие карантинные ограничения прошлого года ясно показали очевидную картину: только за счет того, что постоянно наращивается собственное производство продуктов питания, в стране не было перебоев с поставками продовольствия. Эту тенденцию надо обязательно сохранить, максимально уходить от импорта и увеличивать экспорт. Возможности для этого есть, дело за улучшением государственного менеджмента в этой отрасли.

М. Ч.: Большое спасибо за беседу.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество