Рынок все отрегулирует. Это суждение долгое время считалось оптимистичной аксиомой, пока суровая реальность его не опровергла. Выходит, когда товар, не пользующийся спросом, дорожает, это либо не рынок, либо его все-таки кто-то регулирует, но никак не сами пресловутые «рыночные механизмы». А у нас таких товаров пруд пруди. А уж если речь о товарах и продуктах, на которые спрос повышенный, тут уже ни о каких рыночных механизмах давно не говорят. [газетная статья]
Однако механизм тут как раз таки есть. Потому как и рынки, и механизмы на рынках бывают разными. Как был, к примеру, разный социализм, во Вьетнаме он был одним, а в ГДР – совсем другим. Также и с капитализмом. В одних странах с рыночной экономикой система регулирования, скажем, цен на товары одна, а в других тоже есть система, но совершенно другая.
Стихийных рынков не бывает, везде они выстраиваются в определенную систему взаимоотношений между производителями, посредниками, контролирующими органами, продавцами и потребителями. И несложно увидеть, что если из этой цепочки убрать лишь одно звено, то и вся система совершенно преобразится. Как и цены, ею формирующиеся. И даже если кто-то в экономике разбирается приблизительно, понимает, о каком звене тут речь.
Но в том-то и дело, что мощное лобби посредников в Казахстане – это реальность того рынка, который у нас существует, хотя иногда его именуют просто базаром. И бороться с этим базарным лобби – задача пока что непосильная. Ни для кого.
К примеру, крупные участники казахстанского рынка зачастую являются не естественными монополиями, а доминирующими группами, искусственно достигшими превосходства при помощи не очень рыночных методов, в том числе – за счет постоянного госфинансирования и административного подавления конкурентов. Об этом постоянно говорится и пишется уже десятилетиями.
Называется это монополизацией экономики – когда уменьшается число самих участников рынка, снижается конкуренция, что негативно отражается на качестве услуг и ценах, а также ставит под угрозу развитие малого и среднего бизнеса.
Так что цены у нас вполне себе регулируются. Мощной и сплоченной армией, состоящей из подразделений, каждое из которых выполняет свою функцию. Кто-то давит конкурентов (с помощью того же административного ресурса), кто-то выстраивает линию посредников (каждое звено которых накидывает свою маржу за товар или продукцию). А кто-то все это видит и понимает (ну, скажем так, из контролирующих органов), но тоже стремится в этом участвовать.
Когда же наш рынок наконец станет рынком? Наверное, когда наш базар начнут фильтровать…
Сергей Козлов