Примерное время чтения: 2 минуты
41

Кривая выгода

Рынок все отрегулирует. Это суждение долгое время считалось оптимистичной аксиомой, пока суровая реальность его не опровергла. Выходит, когда товар, не пользующийся спросом, дорожает, это либо не рынок, либо его все-таки кто-то регулирует, но никак не сами пресловутые «рыночные механизмы». А у нас таких товаров пруд пруди. А уж если речь о товарах и продуктах, на которые спрос повышенный, тут уже ни о каких рыночных механизмах давно не говорят. [газетная статья]

Однако механизм тут как раз таки есть. Потому как и рынки, и механизмы на рынках бывают разными. Как был, к примеру, разный социализм, во Вьетнаме он был одним, а в ГДР – совсем другим. Также и с капитализмом. В одних странах с рыночной экономикой система регулирования, скажем, цен на товары одна, а в других тоже есть система, но совершенно другая.

Стихийных рынков не бывает, везде они выстраиваются в определенную систему взаимоотношений между производителями, посредниками, контролирующими органами, продавцами и потребителями. И несложно увидеть, что если из этой цепочки убрать лишь одно звено, то и вся система совершенно преобразится. Как и цены, ею формирующиеся. И даже если кто-то в экономике разбирается приблизительно, понимает, о каком звене тут речь.

Но в том-то и дело, что мощное лобби посредников в Казахстане – это реальность того рынка, который у нас существует, хотя иногда его именуют просто базаром. И бороться с этим базарным лобби – задача пока что непосильная. Ни для кого.

К примеру, крупные участники казахстанского рынка зачастую являются не естественными монополиями, а доминирующими группами, искусственно достигшими превосходства при помощи не очень рыночных методов, в том числе – за счет постоянного госфинансирования и административного подавления конкурентов. Об этом постоянно говорится и пишется уже десятилетиями.

Называется это монополизацией экономики – когда уменьшается число самих участников рынка, снижается конкуренция, что негативно отражается на качестве услуг и ценах, а также ставит под угрозу развитие малого и среднего бизнеса.

Так что цены у нас вполне себе регулируются. Мощной и сплоченной армией, состоящей из подразделений, каждое из которых выполняет свою функцию. Кто-то давит конкурентов (с помощью того же административного ресурса), кто-то выстраивает линию посредников (каждое звено которых накидывает свою маржу за товар или продукцию). А кто-то все это видит и понимает (ну, скажем так, из контролирующих органов), но тоже стремится в этом участвовать.

Когда же наш рынок наконец станет рынком? Наверное, когда наш базар начнут фильтровать…

Сергей Козлов

Оцените материал
Оставить комментарий (0)