Примерное время чтения: 3 минуты
78

Почему крыша едет?

Евгений Леонов / из газетных материалов

Часто слышу, что в завышенной цене на недвижимость виноваты исключительно строительные компании. Однако владельцы квартир, выставляющие их на продажу, также вносят в это дело свой вклад. Заглянешь на сайты-агрегаторы по недвижимости и удивишься: насколько не вяжется действительность с тем, что происходит в мире квартирных иллюзий [газетная статья].

Например, есть у меня квартира и большое желание её продать. Я думал, что есть товар, цена и рынок, который стоимость и определяет. Стало быть, чтобы продать, надо поставить нормальную цену. Это как с пирожками: вышел на улицу, продавать по 5000 тенге за штуку – съел сам. Ну, либо наладил сбыт в пятизвездочный отель. А по 100 тенге – разбирают. Хочешь продать – ставь реальную цену. Казалось бы, так устроен мир. Но жизнь дощато-объявленческая совсем иная.

В реальности наблюдается народная забава – разгон цены. Захотел человек продать квартиру, смотрит и видит на сайте что-то похожее в своём районе, фотографии рассматривать начинает. Дефекты мелкие находит, понимая, что его-то объект намного лучше, плинтус прикручен ровнее, окна более пластиковые. Значит, дороже ставить надо! Собрал перечень недостатков, оценил по внутренней шкале с помощью встроенной программы «Это я бы починил за столько-то, если бы умел», смету родил, и готова цена! Квартира должна стоить на два миллиона больше. Ой, тут же ещё торг будет. Плюс два. В итоге четыре миллиона сверху. Ждёт покупателя, руки потирает, радуется.

Евгений Леонов
Евгений Леонов Фото: из газетных материалов

 

Следующий заходит, видит, прикидывает, сравнивает и делает то же самое. Есть ещё плюс 4. Итерация может повторяться сколь угодно долго, квартир в продаже море. А заодно средняя температура по больнице меняется, в смысле – средняя цена. Зайдёт на сайт человек, разместивший самое первое объявление. Увидит, что у него-то цена за квадратный метр сильно ниже рынка, подправит. Все довольны. Картина «Ждуны в естественной среде обитания».

Но все они забывают об одном. Сайты по недвижимости – в большинстве своём склад неликвида. Ценные экземпляры расходятся как те самые пирожки по 100 тенге в миру. А рынок подогрели. И как в том анекдоте: теоретически все миллионеры, вот сейчас апартаменты в южной части Бруклина присматривают. Только покупателей нет.

Какая мораль? Реальные цены ставьте и меняйте свою жизнь к лучшему. Иначе зачем жить? Предпочитаете подождать? Так ведь можно и не дождаться.

Евгений Леонов, поэт, композитор

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых