Примерное время чтения: 6 минут
20

Почему деньги страны вечно «теряются»?  

Миллиарды тенге оседают где-то между планом и реальностью. Год за годом государственный бюджет Казахстана демонстрирует удивительную хромающую способность к исполнению, порождая вопросы не только о дефиците, но и о качестве самого финансового управления страной.

Последний отчет Высшей аудиторской палаты стал лишь очередным, но особенно тревожным звонком в этой хронической симфонии неэффективности.

Государственный бюджет – не просто сухие цифры в таблицах, это финансовое сердце страны, его кровеносная система, питающая все сферы жизни от образования и здравоохранения до обороны и инфраструктуры. Но в Казахстане это сердце бьётся с пугающей нерегулярностью, часто пропуская удары или работая вхолостую. Ежегодно отчеты об исполнении главной финансовой сметы рисуют картину, далёкую от идеала, обнажая не только предсказуемый дефицит, но и глубокие, застарелые язвы системы.

Последний доклад Высшей аудиторской палаты (ВАП) по итогам 2024 года, представленный в мажилисе, не просто подтвердил давние опасения, но и обнажил их с особой, болезненной прямотой. Цифры, озвученные аудиторами и депутатами, вопиюще свидетельствуют о системных сбоях, которые повторяются из года в год, несмотря на смену правительств и громкие заявления о реформах.

Миллиарды тенге – вот цена неисполнения планов, цена ошибок и, возможно, нечто более зловещее, скрывающееся в темных коридорах государственных трат.

Проблема не сводится лишь к вечному дефициту – разнице между доходами и расходами, которую приходится покрывать за счет заимствований или средств Национального фонда, накопленных за счет продажи природных ресурсов. Гораздо серьезнее другое: качество самого процесса – от составления этого важнейшего документа, который призван быть четким планом действий, до его исполнения и контроля.

Год за годом бюджет Казахстана демонстрирует удивительную способность не дотягивать до собственных же утвержденных планов, словно амбициозный, но абсолютно нереалистичный проект, обреченный на провал с самого начала.

Итоги 2024 года, представленные ВАП и обсужденные в стенах парламента, стали холодным душем для тех, кто еще питал иллюзии. Вице-спикер мажилиса Дания Еспаева прямо указала на хронические проблемы, с которыми сталкивается бюджетное планирование. Цифры из отчета ВАП говорят сами за себя. Объем неэффективных расходов взлетел почти вдвое всего за год – с 250,2 млрд тенге в 2023 году до шокирующих 475 млрд в 2024-м. Представьте эту сумму: почти полтриллиона тенге, потраченных впустую, без видимого результата, растворившихся в бюрократических дебрях или нецелевом использовании.

Общая сумма выявленных нарушений при использовании бюджетных средств и активов достигла колоссальных 862 миллиардов тенге за один только 2024 год. Это сумма, сравнимая с годовым бюджетом крупного региона или затратами на несколько масштабных национальных проектов. По сравнению с 2023 годом, когда аудиторы выявили нарушений на 523 миллиарда тенге, ситуация явно усугубляется.

Сам бюджет, который, по идее, должен быть незыблемым фундаментом финансовой стабильности, пересматривался за год рекордные 12 раз. Двенадцать! Это не просто мелкие корректировки в ответ на меняющиеся внешние условия, это признание изначальной несостоятельности планов, их откровенной оторванности от реальности. Как можно эффективно работать и достигать целей, когда финансовая карта меняется каждый месяц, превращаясь в постоянно перерисовываемый мираж?

Депутат Татьяна Савельева на пленарном заседании озвучила и другие тревожные показатели, характеризующие масштабы неисполнения. Доходы республиканского бюджета за 2024 год составили лишь 19,6 трлн тенге, что равно 97,2% от запланированного. Расходы – 23,1 трлн тенге, или 98,4% от плана. Дефицит закономерно составил 3,6 трлн тенге, или 2,7% к ВВП – цифра, которую приходится закрывать, напрягая другие источники, включая драгоценные резервы.

Даже священная корова казахстанской экономики Национальный фонд показал неисполнение по поступлениям. За 2024 год в фонд поступило 3,8 трлн тенге, что на 15% меньше ожидаемого, составив лишь 85% от плана. Это фонд, созданный для обеспечения финансовой подушки безопасности и поддержки бюджета в трудные времена, но его доходы не достигают поставленных целей, в то время как из него продолжают черпать средства на текущие нужды, трансферты в бюджет и даже выплаты подрастающему поколению.

Картину хронического неисполнения дополняют данные о неосвоении средств. За 2024 год не были потрачены 92 млрд тенге – деньги, которые запланированы на те или иные проекты и программы, но так и не дошли до адресатов. Эта сумма, к слову, на 18,7 млн тенге больше, чем неосвоенные остатки в 2023 году, что указывает на усугубление проблемы.

А общий объем неисполнения, когда деньги либо не поступили в бюджет в запланированном объеме, либо не были выделены по статьям расходов, достиг 526 млрд тенге. Из них львиная доля, 421,9 млрд тенге, – именно недофинансирование, то есть средства, которые должны были пойти на те или иные статьи расходов, но так и не дошли, оставив проекты замороженными, а нужды неудовлетворенными.

Все эти цифры не внезапно возникшая аномалия, уникальная для 2024 года. Это лишь очередное, особо яркое проявление хронической болезни, которой страдает казахстанская финансовая система не один год и даже не одно десятилетие. Профессиональные экономисты и финансисты били тревогу задолго до сегодняшнего дня.

Но проблемы откладывались на потом, словно тяжелая ноша, которую спихивают вниз по склону, надеясь, что она исчезнет сама собой или достанется уже кому-то другому.

Так почему же год за годом повторяется одна и та же история с неисполнением бюджета? Почему невозможно составить реалистичный план и следовать ему? Причин может быть несколько, и ни одна из них не красит ситуацию.

Первая – это, возможно, банальная нехватка квалифицированных специалистов, настоящих финансовых архитекторов, способных не просто свести дебет с кредитом, но построить реалистичный, сбалансированный и исполнимый бюджет, а затем грамотно управлять его потоками в условиях меняющейся экономики. Финансовая наука сложна, требует глубокого понимания макроэкономических процессов, отраслевой специфики и механизмов администрирования. Дилетанты здесь могут натворить бед на миллиарды, действуя по наитию или старым, не работающим лекалам.

Вторая причина, о которой говорят шепотом, но которая витает в воздухе, гораздо мрачнее. Хронический хаос, непрозрачность и постоянные дыры в бюджетных процессах создают благодатную почву для коррупции и элементарного воровства. Когда деньги «теряются», «не осваиваются» или тратятся «неэффективно» в таких гигантских объемах (475 миллиардов неэффективных трат, 862 миллиарда нарушений!), всегда возникают вопросы: куда они ушли на самом деле и кто от этого выиграл? Неумение считать, непрозрачность процедур, размывание ответственности – все это становится удобным прикрытием для тех, кто не хочет, чтобы чужие считали их незаконные барыши, полученные за счет государственной казны.

Казахстанский бюджет сегодня – не просто финансовый документ, это символ глубоких системных проблем, которые требуют не косметического ремонта, а капитальной перестройки всего механизма. Хроническое неисполнение, растущие объемы неэффективных расходов, бесконечные корректировки, миллиардные нарушения – все это признаки того, что государство пока не научилось или не хочет эффективно и прозрачно распоряжаться деньгами своих граждан.

Серик ТЕКЕЖАНОВ

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых