ПРЕДСТАВИТЕЛИ АО «НК «КАЗАВТОЖОЛ» ОТЧИТАЛИСЬ О РАСХОДОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ЗА 2019 ГОД, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ НА ПЛАТНЫХ УЧАСТКАХ АВТОТРАСС. В ПРОШЛОМ ГОДУ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ СОБРАЛ 5 МЛРД 389 МЛН ТЕНГЕ. [газетная статья]
Напомним, что АО «НК «КазАвтоЖол» проводит работы по внедрению систем взимания платы на участках автомобильных дорог в соответствии с указом президента Республики Казахстан от 1 июля 2016 года№389 «Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015- 2019 годы». На сегодняшний день система внедрена на четырех участках общей протяженностью 682 км. Это автомобильные дороги Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос.
Ставки платы за проезд утверждены приказами министра индустрии и инфраструктурного развития РК и зависят от грузоподъемности транспортного средства. Чтобы проезд был беспрепятственным, внедрена система предварительной оплаты. Например, владельцы легковых автомобилей могут воспользоваться дифференциорванным тарифом, по условиям которого проезд по предоплате в два раза меньше. Также для пользователей, чьи транспортные средства зарегистрированы в прилегающих к платному участку населенных пунктах, предусмотрены годовые абонементы стоимостью 1000 тенге.
По итогам 2019 года сборы от взимания платы составили 5 389 млн. тенге, а именно: Нур-Султан – Темиртау – 1 729 млн тенге, Нур-Султан – Щучинск – 1 700 млн тенге, Алматы – Хоргос – 988 млн тенге и Алматы – Капшагай – 972 млн тенге. Всего в течение 2019 года по четырем платным участкам проехали около 10,5 млн единиц транспортных средств.
Как уточнили в АО «НК «КазАвтоЖол», все средства, полученные от взимания платы за проезд, направляются в соответствии с законом «Об автомобильных дорогах» на финансирование расходов, связанных с ремонтом и содержанием платных участков, содержанием программно-аппаратного комплекса взимания платы за проезд, приобретением и обслуживанием дорожно-эксплуатационной техники и на другие нужды.
Например, из собранных в 2019 году 5 389 млн тенге основная доля денег направлена на ремонт и содержание автодорог – 2 690,1 млн. Содержание программно-аппаратного комплекса обошлось в 1 401,3 млн. Также на прочие расходы ушло 77,8 млн, на налоги – 594,6 млн, на приобретение дорожно-эксплуатационной техники и оборудование для системы взимания платы – 543,4 млн. Превышение сборов от расходов перечислено в республиканский бюджет на общую сумму в 223,2 млн тенге.
В 2019 году ремонт и содержание программно-аппаратного комплекса от взимания платы за проезд на всех платных автомобильных дорогах, а также на работы по ремонту и содержанию платного участка Нур-Султан – Щучинск осуществлялись филиалом «Дирекция платных автомобильных дорог». Ана участках Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос все работы проводила подрядная организация ТОО «Казахавтодор».
В декабре 2019 года подписан инвестиционный договор между АО «НК «КазАвтоЖол» и консорциумом, в лице лидера – фирмы Computer Vision Technologies. Согласно документу бизнес группа осуществит внедрение системы взимания платы на 11 тысяч км автомобильных дорог в РК республиканского значения до 2024 года. Объем инвестиций составит 25,7 млрд тенге.
9 сентября в Нур-Султане состоялось совещание о ходе реализации инвестиционного проекта по устройству и обслуживания системы взимания платы на автомобильных дорогах республиканского значения, которое прошло под председательством министра индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбута Атамкулова. На сегодняшний день запущен в тестовую эксплуатацию участок Шымкент – Ташкент. До конца года инвестору необходимо завершить монтаж системы взимания платы аж на пяти тысячах восьмистах дорог республики.
Ян МЕТРИК
Фото АО «НК «КазАвтоЖол»