СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (СП) – ЭТО ТРЕНД, КОТОРЫЙ ВСЕРЬЁЗ ОБСУЖДАЮТ НА КРУПНЕЙШИХ БИЗНЕС-ПЛОЩАДКАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В КРЕМНИЕВОЙ ДОЛИНЕ. ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ФЕНОМЕН РОСТА ИНТЕРЕСА К ПРЕДПРИЯТИЯМ, СОЗДАННЫМ НА СТЫКЕ КОММЕРЦИИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, СТАЛИ НАЗЫВАТЬ МЕЙНСТРИМОМ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ. С ЭТОГО ГОДА В КАЗАХСТАНЕ ЭТО ЯВЛЕНИЕ ВЫШЛО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ – В СТРАНЕ ПОЯВИЛСЯ ЗАКОН «О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ» [газетная статья].
Примеры социального предпринимательства можно встретить еще в XIX веке. В России работали дома трудолюбия, в Великобритании – соцкооперативы. Целенаправленно СП стало развиваться в США в 60-х годах с подачи Билла Дрейтона, который создал фонд «Ашока» для поиска и поддержки проектов СП во всем мире. Постепенно это направление получало развитие и в других странах.
СП – это не благотворительность, основанная на принципе безвозмездности, многие компании являются весьма прибыльными, но получают деньги, решая социальные проблемы. Этот особенный вид бизнеса требует для управления таких же неординарных людей: активных лидеров с нестандартными подходами в решении социальных вопросов, которые имеют не только большое сердце, но и бизнес-хватку. Если общественно значимый проект не играет по коммерческим правилам, он обречен.
Социальный бизнесмен обязан иметь финансовый план, аккумулировать прибыль, масштабироваться, вести бухгалтерию. Правила игры для социального бизнеса не отличаются от обычного. А вот идеи социального старта помогут быть мегакреативными, какие в обычном бизнесе просто не возникнут. Благодаря СП рождаются прибыльные проекты, помогающие изменить общество к лучшему.
В Казахстане социальное предпринимательство только развивается, постепенно приходит понимание сути явления бизнес-направления, способного решить социальные проблемы. Так, если в США на сегодня 168 тысяч СП, у нас их не больше 500.
Принятый закон направлен на развитие подобного бизнеса, в его рамках проработаны направления, связанные с предоставлением различных льгот. СП может рассчитывать на обеспечение инфраструктуры, грантовое финансирование, субсидирование ставок по кредитам, налоговые льготы, обучение и информационное сопровождение, а также помощь в поиске деловых партнеров и развитии через акселерационные программы.
Согласно закону к социальным предпринимателям относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме крупного бизнеса, включенные в реестр субъектов социального предпринимательства, который формируется в электронном виде ежеквартально региональными комиссиями.
Чтобы комиссия признала ваше СП, нужно создать качественные рабочие места для социально уязвимых категорий граждан в количестве не менее 50% от общего числа работников; производить товары, предназначенные для социально уязвимых слоев населения, доход от реализации которых должен составлять не менее 50% от общего дохода предприятия; оказывать социальные услуги, а также услуги в сфере здравоохранения, образования, воспитания, культуры и спорта. Также необходимо, чтобы 50% от чистой прибыли предприятия уходило на решение той или иной социальной задачи, которая должна быть прописана в уставе социального предприятия.
Реализация нового закона выявила ряд проблемных вопросов и предложений со стороны общественности. Для формирования реестра СП система сбора и обработки информации пока не отлажена. Источники субсидирования и других видов материальной помощи также окончательно не определены, не хватает подзаконных актов.
Активисты просят разработать четкие инструкции по трансформации неправительственных организаций в субъекты СП, обеспечить прозрачность отбора, мониторинга и оценки субъектов СП. Предлагают создать комитет по развитию социального предпринимательства при администрации президента и объявить 2023-й или 2024-й Годом социального предпринимательства.
Александра СОФИ