Нефтяной сектор Казахстана является основным драйвером роста национальной экономики, которая в значительной степени зависит от его доходов. Соответственно, казахстанский топливно-энергетический сектор несёт наибольшую налоговую нагрузку среди всех отраслей республики, обеспечивая львиную долю поступлений в государственный бюджет. К тому же помимо налоговых выплат нефтяники поставляют на внутренний рынок топливо по ценам ниже рыночных, что также является, безусловно, существенным вкладом в благосостояние казахстанского общества [газетная статья].
КОГДА НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Тем не менее, как выяснилось, нефтяная отрасль, являясь наиболее прибыльной сферой, тоже может испытывать проблемы, которые во имя ее дальнейшего развития необходимо решать. Поскольку в противном случае можно дождаться ее деградации. Нефтяники уже сегодня бьют в колокол, пытаясь донести свои чаяния до правительства. Однако «слышащее государство» на самом деле, как оказалось, ничего не слышит.
По какой причине так происходит, остается только гадать. Возможно, во всем виноват мощный бюрократический аппарат, созданный за все эти годы в высоких кабинетах Астаны. Возможно, слабый уровень компетенции заседающих в них чиновников, не способных мыслить стратегически на годы вперед. А возможно, имеет место обычный саботаж с какими-то очень нехорошими целями. (Хотя об этом хотелось бы думать меньше всего.)
Так или иначе проблема нарастает подобно устремившемуся с высокой горы снежному кому. И если не принять меры, ком может стать лавиной. Иными словами, нефтяников нужно спасать, как бы странно это ни звучало.
Нефтегазовый сектор страны должен и будет занимать ведущие позиции в национальной экономике, если к нему относиться соответствующим образом. То есть проводить работу по планомерному увеличению экспорта нефти, что в свою очередь требует большей диверсификации транспортных путей, строительства нефтепроводов в стратегически важных направлениях, проведения работ по увеличению пропускной способности действующих магистральных трубопроводов. Это нужно делать обязательно, поскольку с ростом нефтегазового сектора связаны важнейшие стратегические планы на дальнейшее развитие страны. Однако правительство, похоже, это не заботит.
Все здесь очень просто, и одновременно с этим весьма сложно. Казахстанская нефть, как известно, транспортируется по территории России. По ее нефтепроводам, где смешивается с российской нефтью. А против наших соседей, как мы знаем, сегодня действуют экономические санкции.
Из-за этого у международных нефтетрейдеров возникают вопросы к казахстанским нефтяным компаниям, поскольку существуют подозрения, что нефть, пришедшая по российским трубам, может быть российского происхождения. И даже после того как удается доказать, что она казахстанская, вопросы все равно остаются. Поскольку, как утверждают нефтетрейдеры, казахстанская сторона платит за транспортировку, обеспечивая доходы в российский бюджет.
Однако, так как альтернативных маршрутов нет, приходится договариваться, и часто в ущерб себе. В конце концов проблема решается, но с условием снижения цены. А это, соответственно, влияет на доходность.
Таким образом, из-за издержек, связанных с санкционными ограничениями в отношении России, нефтегазовый сектор Казахстана не получает реальных доходов от экспорта своей нефти через ее территорию.
ПРОБЛЕМЫ НЕФТЯНИКОВ НАЛОГОВИКА НЕ ВОЛНУЮТ
Только вот родное чиновничество это нисколько не беспокоит. Черствые фискалы продолжают рутинно высчитывать налоги без учета каких бы то ни было обстоятельств. То есть исходя из первоначальной более высокой стоимости нефти.
В результате налоговое бремя для казахстанских нефтедобывающих компаний стало несопоставимым с реальными доходами. Превышение переплаты по налогам доходит до 25% на радость Минфину, который гордо отчитывается о рекордных суммах налоговых сборов. Хотя эти деньги могли быть направлены на развитие сектора, разработку новых месторождений, создание новых мощностей, для того чтобы еще больше нефти добывать. Однако в высоких столичных кабинетах, похоже, не привыкли думать так далеко вперед.
А вот в России к новым условиям быстренько приспособились. Видя объективные проблемы нефтяников, правительство проявило гибкость и пошло им навстречу, адаптировав налоговое законодательство. И сегодня российские нефтедобывающие компании платят налог с цены реализации.
Аналогичная ситуация, как говорят специалисты, сложилась и по экспортной таможенной пошлине (ЭТП). За 2022 год она увеличилась на несколько миллионов долларов. В общей же сложности дополнительная налоговая нагрузка на нефтяные компании Казахстана выросла до нескольких десятков миллионов долларов. А это в свою очередь негативно повлияло на размер инвестиций и модернизацию существующих производств.
Еще одна проблема возникла на внутреннем рынке. Инфляция, как известно, затрагивает все отрасли, в том числе и нефтяную. Для обеспечения нормальной работы по добыче сырья приходится вкладывать больше денег. Соответственно, себестоимость энергоносителей повышается.
Однако в стране действует запрет на повышение цены на бензин. С одной стороны, это выглядит привлекательным, поскольку любое удорожание ГСМ вызывает тихое возмущение народа. С другой – нужно ведь думать о будущем. Нефтяной сектор постепенно лишается возможности инвестировать в свое развитие, что, безусловно, отразится на экономике государства в долгосрочной перспективе.
Не добавляет оптимизма и ситуация с модернизацией Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ). Как говорят специалисты, ее результатом должен стать широкий ассортимент высококачественной и конкурентной продукции, многолетний межремонтный период, углубление переработки до 84-85% (за счет снижения выработки мазута как продукта с низкой добавленной стоимостью, с 37% до 6,71%) и увеличение выхода светлых нефтепродуктов до 77%. На это взят огромный кредит.
Однако нефтедобывающие компании всего этого не ощущают. Они наблюдают лишь постоянное повышение ставок процессинга (это когда завод получает нефть, после чего возвращает ее собственнику готовые нефтепродукты, взимая плату за переработку), периодические остановки той или иной технологической линии и, как следствие, повышение выработки темных нефтепродуктов с уменьшением или даже исключением выхода продуктов с более высокой стоимостью.
НЕ СТОИТ ПИЛИТЬ СУК, НА КОТОРОМ СИДИШЬ
– Мы пытаемся достучаться до налогового комитета, чтобы сказать, что налоги взимаются несправедливо, – говорят нефтяники. – Что, если так будет продолжаться, на следующий год мы не можем произвести новые разведки и капиталовложения. У нас уменьшается чистый доход. Соответственно, мы не можем инвестировать в свое развитие. И все это из-за неоправданно большой налоговой нагрузки.
По их твердому убеждению, если не пересмотреть налоговое законодательство, отрасль может просто зачахнуть.
– В Налоговом кодексе написано: если у сырья непонятное происхождение, нужно брать верхнее значение стоимости, – продолжают нефтяники. – То есть, поскольку наша нефть идет по российской трубе, нефтетрейдеры ее классифицируют как Urals с соответствующей стоимостью. Но при взимании с нас налогов расчет производится со стоимости нефти марки Brent. А это эталонный и, соответственно, самый дорогостоящий сорт. Это проблема всех нефтедобывающих компаний Казахстана. Налоговая нагрузка выросла для всех. Никто не против платить налоги, но они должны быть справедливыми.
Таким образом, изменения в Налоговый кодекс назрели уже давно. И чтобы их внести с учетом сбора всех обоснований и проведения всех экспертиз, нужен как минимум год. Может быть, стоит уже начинать это делать? А то ведь однажды может произойти так, что все работы будут просто свернуты по причине отсутствия рентабельности. И что тогда?
Айдар ЕРМЕКОВ