На пленарном заседании 4 декабря 2024 года депутаты Мажилиса приняли во втором чтении поправки, направленные на улучшение бюджетного законодательства Казахстана.
Эти изменения предусмотрены в проекте закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства и признании утратившим силу Закона Республики Казахстан 'О концессиях'".
Он напомнил, что глава государства неоднократно поручал рачительно и бережливо относиться к бюджетным деньгам.
Депутат Татьяна Савельева подчеркнула, что проект Бюджетного кодекса предусматривает внедрение расширенного бюджета, который включает внебюджетные фонды и квазигосударственный сектор. Также предлагается внедрение блочного бюджета через систематизацию инструментов мониторинга, оценки результатов и их учета при планировании, а также обеспечение открытости и подотчетности государственных финансов. В документе предусмотрены обзоры расходов, упрощение бюджетного процесса и сроков его формирования, предоставление госорганам большей самостоятельности, а также упрощение переноса средств на следующий финансовый год.
Кроме того, документ направлен на снижение дисбалансов в уровне жизни населения регионов через введение минимальных стандартов для социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры.
В рамках повышения качества прогнозирования и увеличения доходов бюджета предусмотрены следующие нормы:
- применение анализа влияния отраслей экономики на объем поступлений. Это также будет являться базой для определения приоритетов расходов, когда решения принимаются с учетом влияния пула отраслевых государственных инвестиционных проектов на развитие экономики (вклад в ВВП, прирост поступлений в бюджет, прирост инвестиций в отрасль и др.);
- регламентация компетенций и усиление взаимодействия государственных органов по планированию и администрированию доходов (обмен первичной информацией по доходам, ведение мониторинга неналоговых поступлений и отчетности по ним);
- включение в годовой отчет об исполнении бюджетов расширенной аналитической информации по доходам (о налоговой задолженности, авансовых платежах, полноты собираемости налоговых поступлений с применением налогового разрыва);
- интеграция в бюджетный процесс реестра парафискальных платежей (функции, переданные государством в конкурентную среду), их мониторинг и ведение отчетности;
- регламентация дивидендной политики с зачислением в бюджет не менее 50% от дивидендов, полученных от портфельных компаний Фонда национального благосостояния и не менее 70% от суммы чистого дохода остальных СКС.
В рамках рационального использования средств и управления финансовыми потоками предусматривается следующее:
- суммы перевыполнения доходов региональных бюджетов в первую очередь будут направляться на погашение долговых обязательств и финансирование первоочередных расходов, таких как газификация, водоснабжение, тепловые и электрические сети, ремонт дорог;
- предусмотрены нормы по управлению казначейством временно свободными средствами на контрольных счетах наличности, в том числе субъектов квазигосударственного сектора и местных бюджетов (при дефиците наличности республиканского бюджета с последующим восстановлением в течение финансового года, а также размещение в финансовые инструменты с целью получения вознаграждений);
- регламентирован порядок ведения реестра функций государственных органов, а также его структура;
- обязательное проведение экспертизы проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств НФ, которые реализуются без отражения в республиканском бюджете, и только при условии отсутствия альтернативных источников.
В рамках обеспечения прозрачности и подотчетности государственных финансовых потоков предусмотрено:
- упразднение механизма целевых вкладов/перечислений с внедрением альтернативного механизма финансирования АОО, МФЦА и ФСМС (текущие расходы через трансферты юрлиц, расходы развития в виде бюджетных инвестиционных проектов по упрощенным процедурам);
- предусмотрено совершенствование статистики долговых обязательств государства, их оценка и анализ, усилены требования к управлению государственным долгом для снижения рисков и долговой нагрузки на бюджет;
- информирование Парламента о проводимых корректировках республиканского бюджета и, в целом, усиление парламентского контроля за бюджетом путем расширения перечня документации и информации, представляемых в рамках проекта республиканского бюджета и годового отчета о его исполнении;
- усилен парламентский контроль за деятельностью субъектов квазигосударственного сектора через отчеты об использовании чистой прибыли, оставшейся после выплаты дивидендов, и установление в законе о республиканском бюджете лимита их внешних заимствований.
В рамках фискальной децентрализации и совершенствования межбюджетных отношений предусмотрены:
- передача с республиканского на местный уровень платы за цифровой майнинг, сбора за проезд автотранспортных средств по территории РК, сбора за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра (теле- и радиовещание), налога на игорный бизнес, государственных пошлин и штрафов (сумма передаваемых поступлений на местный уровень составит порядка 95,1 млрд. тенге (на базе данных 2023 года);
- передача корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса и индивидуального подоходного налога на районный уровень (в результате доля бюджетов третьего уровня (районных) к поступлениям МБ по 17 областям увеличится с 35% до 47%, без учета Астаны, Алматы и Шымкента, так как доля КПН от МСБ и ИПН занимает 51% в поступлениях регионов по этим видам);
- регламентированы взаимоотношения областных бюджетов и бюджетов городов республиканского значения, столицы между собой по вопросам развития агломераций.
Кроме того, требования к прогнозным показателям социальной сферы в рамках прогноза социально-экономического развития будут включать обязательное отражение гендерного аспекта.
В рамках сопутствующего проекта закона предусмотрены ряд поправок в различные кодексы и законы, в первую очередь с учетом приведения в соответствие с поправками в основной законопроект.
В ходе рассмотрения законопроекта на заседаниях рабочей группы в целях совершенствования отдельных норм был принят ряд поправок, в том числе:
- уточнены положения по государственно-частному партнерству;
- внесены уточняющие поправки в ряд законов в связи с упразднением исключительных механизмов финансирования – целевой взнос/вклад/перечисление;
- регламентирован порядок ведения реестра функций государственных органов, а также его структура;
- антропогенные штрафы включены в специальные поступления, которые имеют целевое назначение;
- расширены основания для передачи автомобильных дорог международного и республиканского значения в доверительное управление Национальному оператору;
- введены нормы по обеспечению качества работ и материалов на дорогах местной сети и улицах населенных пунктов;
- создана законодательная основа для членства Казахстана в международных организациях (Тюркский инвестиционный фонд);
- урегулированы положения по использованию денег от реализации товаров (работ, услуг), остающихся в распоряжении государственных учреждений Вооруженных Сил;
- уточнены сроки проведения предварительной оценки проекта уточненного республиканского бюджета и проекта местного бюджета;
- переданы функции тарифного регулятора по подаче поливной воды в Министерство водных ресурсов и ирригации;
- регламентированы взаимоотношения областных бюджетов и бюджетов городов республиканского значения, столицы между собой по вопросам развития агломераций;
- расширены инструменты финансирования научно-исследовательской работы.