Примерное время чтения: 8 минут
130

Искусство жить или выживать?

На расширенном совещании по вопросам социально-экономического развития РК президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что «нам необходимо перейти к реальной рыночной экономике, нацеленной на обеспечение нужд граждан. Поэтому впереди сложный период» [газетная статья].

Обсуждаем главный вопрос сегодняшнего дня с Каирбеком Арыстанбековым, директором Института экономической политики, членом Национального курултая и консультативного комитета Высшего совета по реформам при президенте РК, доктором экономических наук.

ФАКТОРЫ И ФАКТЫ

– Каирбек Тулендиевич, выходит, что за тридцать с лишним лет независимости мы так и не построили реальную рыночную экономику?

– Сегодня первоочередная задача в том, чтобы обеспечить для страны убедительные темпы экономического роста как одного из главных факторов полноценного рынка. Это особенно актуально на фоне сложнейших геополитических условий, в которых оказался Казахстан, и снижения качества отечественной экономической политики.

Мы относимся к странам, развитие которых зависит от экспорта углеводородных ресурсов, и для нас характерен ряд структурообразующих секторов, среди которых экспортно-сырьевой, внутренне ориентированный, торговый, инфраструктурный, сектор социальных услуг. Анализ показывает, что при таком раскладе, если ежегодный рост ВВП достигает двух-трёх процентов в год, это эффективно повышает уровень жизни примерно у 40% граждан страны. Бенефициарами ежегодного роста ВВП от трёх до пяти процентов становится уже почти две трети населения. Темпы экономического роста, возрастающие за год от пяти до семи процентов, позитивно ощущают на себе до 90% проживающих в государстве.

– Следовательно, мы стоим в начале правильного пути – с годовым ростом ВВП в 3,2%?

– Гордиться тут особенно нечем, этот рубеж не отвечает национальным интересам. На повестку дня, на политическую авансцену выдвигается обеспечение любой ценой достижения экономического роста от пяти до семи процентов в год. Полагаю, что именно на такой высоте видит глава государства планку гарантии высоких темпов экономического развития.

Фото: из газетных материалов

СЧИТАЕМ ПО ПАРИТЕТУ

– Известно, что ваш институт ещё три года назад предлагал правительству новую экономическую программу по удвоению валового внутреннего продукта. Что с ней?

– Продолжаем дорабатывать, корректировать. На мой взгляд, она со временем только актуализируется. Если же сравнить подходы правительства и нашей программы, то они принципиально различаются. Наш анализ демонстрирует, что из-за снижения качества экономической политики мы дополнительно не получаем по 14 компонентам ВВП из-за расходов квазигосударственного сектора, издержек системы государственного планирования, денежно-кредитной и бюджетной политики, издержек в институциональной сфере. К сожалению, экономические и денежные власти Казахстана пока не готовы откровенно задать себе такие вопросы. Хотя нелишне было бы посмотреть на опыт Китая, его великого реформатора Дэн Сяопина, начавшего преобразования в стране именно с реализации проведения ответственной экономической политики.

– Хотелось бы более конкретно понять взаимосвязь валового продукта на душу населения и наших реальных доходов.

– Смотрите, здесь есть два измерения. Первое, по официальному валютному курсу, равно ориентировочно около десяти тысяч долларов в год. Есть другое, более точное. Поскольку цены в разных странах различаются, то экономическая наука предусматривает исчисление подушевого ВВП по паритету покупательной способности (ППС) в национальной валюте. Условная стоимость корзины товаров и услуг, куда ходят хлеб, молоко, интернет, транспорт и остальные составляющие первой необходимости, в Казахстане гораздо дешевле, чем в тех же Штатах. По данным Международного валютного фонда и Всемирного банка, ВВП на душу населения по паритету покупательной стоимости у нас примерно 27 тысяч долларов.

НОЖНИЦЫ РЕЖУТ ПО ЖИВОМУ

– Не очень-то он коррелируется с нашими доходами. Так и хочется спросить по Высоцкому: «Где деньги, Зин?», адресуя вопрос родному государству.

– Это в зарубежных странах рост ВВП сопровождается увеличением доходов населения. У нас, по странной логике, сложившейся со времён правительства Бакытжана Сагинтаева, в условиях возрастания ВВП реальные доходы граждан падают. Последние пять-семь лет такая ситуация в Казахстане превратилась в негативный тренд и даже получила название «ножницы Сагинтаева». Откуда же взяться существенному улучшению благосостояния населения?

В стране накопились серьёзные проблемы во многих отраслях экономики. Сложилась порочная практика с перекрёстным субсидированием, объем которого достиг триллиона долларов. Оно заключается в ценовой дискриминации, при которой для одних покупателей или потребителей устанавливаются цены выше издержек, а для других ниже. Так ведомство выстраивает баланс по своим затратам. С одной стороны, срочно нужны структурные и экономические реформы, с другой – их принято проводить, когда есть тенденция к повышению у граждан доходов или хотя бы отсутствие их падения. Только в условиях минимизации рисков реформы дают положительный эффект. В ситуации с недавним решением правительства о повышении цен на ГСМ можно прогнозировать как раз обратные последствия. По итогам прошлого года при росте ВВП на 3,2% реальные доходы населения снизились от 11 до 13 процентов.

– Что же делать? Может быть, не стоит пренебрегать зарубежным опытом?

– В странах, где было сотворено «экономическое чудо», – в Китае, Северной Ирландии, Южной Корее, Японии – базовым условием для достижения высоких темпов экономического роста явилось радикальное сокращение расширенного правительства. В нашем случае расходы на его содержание несут республиканский и местные бюджеты. Прибавьте сюда Нацбанк, холдинг «Самрук Казына», другие фонды, а также множество предприятий, созданных с участием государства. По нашей оценке, эти расходы превышают 50 процентов ВВП. Когда Дэн Сяопин начинал свои реформы, создавшие экономический бум в стране, то расходы только госбюджета сократил до 15 процентов ВВП. У нас подобный вопрос даже не поднимается, не то что попытки сдвинуть его с мертвой точки. Хотя сегодня жизненно необходимо внести изменения и дополнения в бюджетный кодекс.

КАК НАМ ПОБЕДИТЬ ЭНТРОПИЮ

– А Нацбанк, похоже, ведёт себя как небожитель, оставаясь в стороне от процессов, лихорадящих отечественную экономику.

– Его деятельность трудно сегодня отнести к регуляторной. Последние пять лет ежегодные темпы роста денежной массы в среднем составляют 19-20 процентов. В то же время рост ВВП в среднем от двух до чуть более трёх процентов. Иными словами, суммируя, объём денег вырос за пятилетку на 100 процентов, а внутренний валовый продукт примерно на 15%. При таком положении мы не можем ожидать снижения инфляции, которая носит монетарный характер и является одной из главных причин роста цен. Следовательно, Нацбанку необходимо уменьшить бесконечное накопительство и радикально сократить объём денежной массы в экономике.

– Страна погружается, на ваш взгляд, в кризис?

– Точнее, усиливаются компоненты структурного и концептуального кризиса в экономике в результата дисбаланса и диспропорций, нарастают противоречия между центральным руководством и региональными экономиками. Воспользуюсь, пожалуй, законом квантовой физики, который утверждает, что для преобразования хаоса в систему, надо заставить все частицы двигаться в одном направлении. А в нашей экономике пока действует энтропия, отсутствие упорядоченности. Движемся по разным векторам, не соблюдая макроэкономические закономерности, принятые и утвердившиеся в международном опыте.

– Парадокс: денег много, а толку мало…

– Не надо изобретать велосипед. Хотим достичь ежегодного увеличения ВВП до семи процентов – сокращаем непродуктивные расходы. Стремимся реально поднять уровень жизни населения, улучшить его социальное самочувствие – добиваемся высоких темпов экономического роста. Пресекаем наращивание бизнеса, основанного на госбюджете страны. Разрабатываем пакет действенных экономических реформ, предоставляем свободу ценообразованию. Всё, без чего невозможно осуществить прорыв в экономике и повысить качество её политики.

КСТАТИ

По состоянию на 01.01.2023 количество зарегистрированных организаций на территории Республики Казахстан составило 514 907. За 2022 год их число увеличилось на 8%, или на 37 703.

Наибольшее количество предприятий работали в следующих сектора экономики: оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов; строительство; предоставление прочих видов услуг.

Наибольший прирост по количеству компаний в Казахстане показали следующие сектора экономики:

- оптовая и розничная торговля;

- ремонт автомобилей и мотоциклов;

- строительство;

- предоставление прочих видов услуг.

В числе возможных узких мест в экономике страны эксперты отмечают:

   - снижение котировок на мировом рынке нефти и газа, что снизит доходную часть бюджета страны;

   - рост индекса потребительских цен, инфляция, повышение расходов среди простых граждан;

   - сильную зависимость от политики мировых центральных банков, а также от Китая и России. Впрочем, симбиоз с РФ и КНР в рамках ШОС, «Шелкового пути» и других проектов – это скорее благо для страны. Но Казахстан поневоле втягивается в затяжную экономическую войну между Китаем и Россией с одной стороны и странами Запада с другой.

Светлана СИНИЦКАЯ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых