Примерное время чтения: 3 минуты
15

Южный вектор казахстанского экспорта  

В экономической зоне «Хоргос», граничащей с Алматинской областью, начал работать терминал для приёма казахстанского зерна, доставляемого сюда в специальных вагонах. Событие это имеет особое значение как для приграничной торговли между Казахстаном и Китаем, так и в целом для нашего торгово-экономического сотрудничества [газетная статья].

До этого все зерновые поставки осуществлялись только контейнерами и автовозами, теперь же объёмы казахстанского зерна на экспорт неизмеримо увеличатся.

Консультант по экспортным направлениям Амирхан Гайнуллин, возглавляющий Экспертный совет по содействию экономического развития регионов рассказал:

– Несмотря на то, что терминал работает ещё в тестовом режиме, уже в ближайшем будущем мощности единовременного хранения зерна в «Хоргосе» увеличатся с нынешних 50 тысяч до 1 миллиона тонн, когда будут завершены необходимые зернохранилища и подведены новые железнодорожные линии.

Как отметил наш собеседник, зерно из Казахстана, как правило, экспортируется в соседние страны Центральной Азии, что ставит наших трейдеров в зависимость от данного весьма узкого рынка. Поэтому интерес к огромному китайскому рынку со стороны казахстанских экспортёров вполне объясним и оправдан. И если учесть, что и с китайской стороны проявляется огромный интерес к нашему зерновому экспорту, то не нужно объяснять значение маршрутов и условий сбыта казахстанской продукции в соседнюю страну.

– Вот, например, в 2023 году наши трейдеры поставили в КНР 2,2 млн тонн грузов по линии экспорта зерна, – говорит Амирхан Гайнуллин, – в этот объём входит пшеница, фураж, бобовые и масличные. Однако возможности казахстанского экспорта по этим позициям намного выше, но их не удавалось реализовать именно из-за логистических проблем. Каждый год возникали сложности с железнодорожными отгрузками в китайском направлении, причины которых сегодня с вводом терминала в «Хоргосе» будут устранены.

Процесс налаживания экспорта зерна в Китай был долгим и нелёгким. Так, например, в июле прошлого года в «Хоргосе» был введён в эксплуатацию новый элеватор объёмом 50 тыс. тонн, однако заработал он фактически только в этом году. К элеватору с казахстанской стороны построены две железнодорожные ветки с широкой колеей, а портал для разгрузки зерна вмещает семь вагонов, тогда как весь состав разгружается за шесть часов. То есть в сутки терминал будет способен разгружать по два состава.

До сего дня на «Хоргосе» разгрузился только один состав хопперов, и на станции с обеих сторон границы надеются, что запуск терминала даст возможность установить рекорд поставок казахстанского зерна в Китай.

– Теперь во многом дело стоит за местными властями, – считает экономист, – которые уже планируют увеличить мощности единовременного хранения в «Хоргосе», и поэтапное строительство таких хранилищ должно начаться в ближайшее время. Конечно же, потребуются новые железнодорожные линии, которые тоже планируют строить в первой половине этого года.

Остаётся только добавить, что «Хоргос» наряду со станцией Алашанькоу – ворота в Китай для зерна из Казахстана. А это рост экспорта, доступ к более выгодным его условиям, ибо в КНР цена казахстанского зерна выше, чем у наших соседей по Центральной Азии, к тому же китайцы делают предоплату по своим контрактам, а традиционные покупатели оплачивают поставки только после их завершения.

Серик ТЕКЕЖАНОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)