aif.ru counter
37

Вагончик тронется?

Марина ПОПОВА / из газетных материалов

В рамках второй пятилетки программы форсированного индустриально-инновационного развития в Павлодарской области формируется железнодорожный кластер, который должен обеспечить республику собственными железнодорожными грузовыми полувагонами. Явной предпосылкой к этому стал запуск ряда предприятий данной отрасли в Экибастузе. [газетная статья]

Все началось в 2011 году, когда на базе ремонтного депо создали новое предприятие – ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» («КВК»). Стоимость проекта оставила 7,6 миллиарда тенге. Через год другое ТОО, «Проммашкомплект», начало производство стрелочных переводов и обработку железнодорожных колес. Следующим этапом стал запуск заводов по выпуску железобетонного бруса и комплектов рельсовых скреплений. В кластер постепенно должны войти и другие павлодарские предприятия.

В августе 2009 года правительством был утвержден перечень республиканских инвестиционных проектов, в число которых вошло и производство грузовых полувагонов в Экибастузе. В рамках ПФИИР были проведены строительно-монтажные работы, поставка оборудование и ввод в эксплуатацию первой очереди производства отверточной сборки мощностью в 500 полувагонов.

Планировалось, что объем производства увеличится до 2,5 тысячи штук полувагонов в год, затем намечалось наладить выпуск 1,5 тысячи платформ и 500 цистерн. В феврале 2015 года АО «НК «Казахстан темир жолы» («КТЖ») подписало меморандум с региональными властями на 25 миллиардов тенге, согласно которому предполагалось заказывать «КВК» более одной тысячи вагонов в год. Вагоностроительная компания в свою очередь должна была подписать договор с павлодарским ТОО Format Mach Company на 2,5 миллиарда тенге для выпуска среднего и крупного вагонного литья. Но от «КТЖ» заявок пока нет.

Тем не менее два года назад на ТОО «Проммашкомплект» запустили полный цикл производства железнодорожных колес мощностью 200 тысяч в год. Стоимость проекта составила 54 миллиарда тенге, из которых более 34 миллиардов выделил Банк развития Казахстана на 19 лет. До этого предприятие целиком зависело от зарубежного поставщика, заготовок колес в Казахстане никто не производил. Теперь сырьем служит стальной прокат, который выпускается, в том числе, и в Казахстане.

Следующим этапом развития кластера стало строительство в Экибастузе электрической подстанции, тоже в рамках ПФИИР, предназначенной для нужд данных предприятий, на это намерены выделить 2,5 миллиарда тенге.

К слову, под железнодорожные проекты в Экибастузе был создан уникальный экспериментальный центр, способный обеспечить весь процесс необходимых испытаний для оценки соответствия железнодорожной продукции требованиями технических регламентов Таможенного союза. Прежде для получения подобного разрешения необходимо было отправлять продукцию в Москву, что значительно затягивало сроки выдачи сертификатов.

В железнодорожный кластер вошли и два павлодарских предприятия. К примеру, ТОО Format Mach Company, специализирующееся на производстве различных видов литья. На сегодня компания является единственным сертифицированным производителем среднего вагонного литья в Казахстане с объемом производства 4,8 тысячи тонн продукции в год, и она крайне заинтересована в увеличении спроса на свою продукцию.

На другом павлодарском предприятии, ТОО «Технологические линии», наладили производство тормозных башмаков, используемых на железной дороге. Изначально здесь ориентировались на нужды нашей железной дороги, но оказалось, что спросом продукция пользуется и у россиян, и компания открыла свое представительство даже в Екатеринбурге.

Еще одно машиностроительное предприятие, ТОО «РИТАМ-Павлодар», выпускающее широкий ассортимент продукции от сельхозоборудования до электростанций, с запуском «КВК» освоило для его нужд производство около 130 деталей.

Всего же на создание железнодорожного кластера в Павлодарской области из республиканского бюджета было выделено около 12 миллиардов тенге.

СПРАВКА

В специальной экономической зоне «Павлодар» зарегистрировано 27 участников, реализовано пять проектов на сумму более 43 млрд тенге, выпущено продукции на сумму более 24,2 млрд тенге, создано более 1 тыс. рабочих мест.

Приоритетный вид деятельности СЭЗ «Павлодар» – обрабатывающая промышленность в химической и нефтехимической отраслях. Одним из реализованных в СЭЗ проектов является ТОО «УПНК-ПВ», которое занимается прокалкой нефтяного кокса для нужд АО «Казахстанский электролизный завод». На предприятии применяется современное оборудование и инновационные технологии, позволяющие повысить производительность и качество продукции. Наряду с отечественным рынком прорабатывается возможность отправки продукции на экспорт в Россию и Китай.

Кроме того, на территории СЭЗ «Павлодар» реализован новый проект по производству легированного алюминия ТОО Gissenhaus. Мощность проекта составляет 36 тыс. тонн алюминия в год. Источником сырья является первичный алюминий как в жидком виде, так в виде отливок АО «Казахстанский электролизный завод». Продукция предприятия будет реализовываться на внутреннем рынке и покроет спрос на высокотехнологичные изделия из алюминия, также перспективными являются экспортные рынки

Марина ПОПОВА

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество