Примерное время чтения: 5 минут
49

Создание кластеров – ключ к экономическому росту

Рабочий на заводе Xincheng Automotive Industrial завершает создание автомобильной детали в городе Цзинцзян, провинция Цзянсу.
Рабочий на заводе Xincheng Automotive Industrial завершает создание автомобильной детали в городе Цзинцзян, провинция Цзянсу. / ХАНЬ ЮЙЦИН / СИНЬХУА / из газетных материалов

Материалы предоставлены газетой China Daily ©️ 2021 China Daily

БЛАСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, – ПРОИЗВОДСТВО ИНТЕГРАЛЬНЫХ СХЕМ И АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, А ТАКЖЕ СУДОХОДСТВО. [газетная статья]

Своего рода дружеская конкуренция разворачивается между крупными китайскими городами, поскольку страна подчеркивает свою решимость наращивать свой промышленный потенциал путем создания конкурентоспособных передовых производственных кластеров.

Под передовым производственным кластером понимается промышленная группа, образованная множеством компаний и учреждений, находящихся в непосредственной близости и тесно сотрудничающих друг с другом. По мнению экспертов, это считается продвинутой формой промышленного разделения труда и развития агломерации и является одним из элементов стремления Китая к эффективному развитию производства.

В 14-мпятилетнемплане (2021-25 гг.) подчеркиваются меры по развитию передовых производственных кластеров и содействию развития ключевых отраслей промышленности, включая производство интегральных схем, авиационно-космической и судостроительной техники, роботов, современного железнодорожного транспортного оборудования, современного энергетического оборудования, инженерной техники и медицинского оборудования.

По словам госпожи Чэн Нань, директора института планирования Китайского центра развития информационной индустрии, аналитического центра в Пекине, раньше многие промышленные парки полагались на транспортное и географическое удобство, богатые ресурсы, дивиденды от мер поддержки и другие факторы для получения ценовых выгод, что стимулировало компании концентрироваться на конкретных областях. Но такие подходы представляют собой всего лишь стратегию расширения масштабов. «Передовые производственные кластеры основаны не только на близком расположении промышленных компаний, но и на их тесном сотрудничестве для содействия росту местной экономики», – объясняет Чэн.

Министерство промышленности и информатизации, главный регулятор отрасли в Китае, недавно опубликовало список из 25 победителей, названных передовыми производственными кластерами в ходе ожесточенной конкуренции между городами. В список, известный как «государственная производственная группа», вошел 21 город из девяти провинций и муниципалитетов, причем в некоторых мегаполисах имеется более одного кластера.

Интеллектуальная контрольно-измерительная машина работает внутри кабельного туннеля в Нанкине, провинция Цзянсу.
Интеллектуальная контрольно-измерительная машина работает внутри кабельного туннеля в Нанкине, провинция Цзянсу. Фото: ЛИ СЯН / СИНЬХУА

Цзянсу и Гуандун – две провинции, традиционно известные своими производственными достижениями. Они имеют по шесть кластеров из списка. За ними в списке лидеров следует провинция Чжэцзян с тремя кластерами.

По словам госпожи Чэн, в конкурсе учитывались как качественные, так и количественные факторы. Поэтому список был сформирован на основе всесторонней оценки.

«Они должны не только отражать передовой характер отрасли, но и представлять собой кластеры и оказывать существенное влияние на рынок», она добавляет.

Еще в 2019 году в городе Чанша провинции Хунань создали специальную рабочую группу по содействию развития кластера производства строительного оборудования в городе. Рабочая группа привлекла компании, занимающиеся производством строительного оборудования, такие как Sany Group, Zoomlion и China Railway Construction Heavy Industry. Эти фирмы совместно работали над достижением прорывов в 22 ключевых технологиях, таких как двигатели с высокими характеристиками. Их общий объем инвестиций в исследования и разработки вырос с 5,26 млрд юаней (806 миллионов долларов) в 2018 году до 8,25 млрд юаней в 2019 году. В итоге Чанша был включен в список национальной производственной группы.

Тем не менее ни один производственный кластер из региона Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй и Северо-Восточного Китая, являющегося важной базой тяжелой промышленности, не попал в список лидеров.

Хэ Ин, директор Института технологий и стандартов Китайского центра развития информационной промышленности, считает, что в Северном Китае необходимо приложить больше усилий для создания благоприятной для инноваций среды.

Пекин занимает третье место по своему инновационному потенциалу в Китае. По словам госпожи Хэ Ин, соседние город Тяньцзинь и провинция Хэбэй отстают по этому показателю еще больше, из-за чего регион Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй не вошел в список фаворитов.

Местные власти также воспользовались возможностью ускорить развитие и поставить цели создания промышленных кластеров с годовыми доходами, превышающими 100 миллиардов юаней и даже 1 триллион юаней в течение 14-го пятилетнего плана.

В Нанкине, административном центре провинции Цзянсу, например, заявили, что намерены увеличить объем производства в своем новом кластере оборудования для умных сетей электроснабжения до уровня свыше 400 миллиардов юаней к 2025 году.

Город Чжучжоу, расположенный в провинции Хунань, известный благодаря производству железнодорожного оборудования, предложил создать промышленный кластер современного железнодорожного транспортного оборудования мирового класса с годовым объемом производства более 200 миллиардов юаней к 2025 году.

Промышленный кластер интеллектуального оборудования Гуанчжоу – Шэньчжэнь – Фошань – Дунгуань в провинции Гуандун заявил, что его целью является создание промышленного кластера интеллектуального оборудования мирового класса с объемом производства более 1 трлн юаней к 2025 году и формирование промышленной системы интеллектуального оборудования с активными инновациями, оптимизированной структурой и крупным масштабом.

Города начали принимать меры, направленные на то, чтобы попасть в число создателей передовых производственных кластеров, после того как Китай вновь подчеркнул свою решимость стабилизировать долю обрабатывающей промышленности в ВВП.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП Китая постепенно снижается с 2015 года. По словам Хуан Цюньхуэя, директора Института экономики Китайской академии общественных наук, в настоящее время объем производства в обрабатывающей промышленности составляет лишь около 27 процентов ВВП Китая.

Mа Сы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых