Примерное время чтения: 3 минуты
81

Непредсказуемая уверенность в завтрашнем дне?

СВЕРСТАН РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ НА 2021 ГОД. КАК И СЛЕДОВАЛО ОЖИДАТЬ – ДЕФИЦИТНЫЙ. ЕГО ДОХОДЫ УТВЕРЖДЕНЫ В ОБЪЕМЕ 11,2 ТРЛН ТЕНГЕ, А ВОТ РАСХОДЫ – В 13,7 ТРЛН ТЕНГЕ. ТО ЕСТЬ ДЕФИЦИТ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В 2,6 ТРЛН ТЕНГЕ. [газетная статья]

Объяснение правительства тоже было предсказуемо: пандемия, знаете ли, это же многое объясняет. Но не совсем. Конечно, свалившийся на нас коронавирус вполне можно считать обстоятельством форс-мажорным, даже чрезвычайным. К нему добавилось снижение цен на нефть. Не форс-мажор, но казус для нас очень серьезный.

То есть деньги у нас как бы есть, но их уже явно не хватает. В текущем обороте. И заполучить можно только по двум каналам: занять за границей и взять в Нацфонде. Что и будет сделано. В 2021-23 годах из Нацфонда в целом в бюджет поступит 7,3 трлн тенге, тогда как займем мы больше 1,5 млрд евро.

Это, конечно, не катастрофа, и у правительства есть еще вполне приличный запас для финансового маневра, в том числе – за счет наращивания госдолга. Во всяком случае в этом нас уверяют как проправительственные, так и независимые эксперты. У других стран этот долг в сопоставлении с ВВП и того выше, но живут.

Речь не об этом. А о том, что бюджет Казахстана на протяжении последнего десятилетия является дефицитным. И правительство все эти годы изыскивает необходимые средства за счет траншей и прочих непостоянных поступлений в казну, а также за счет заемных средств. При этом экономика Казахстана стабильно подвержена внешним шокам, а цены на нефть остаются основным индикатором. И тем не менее бюджет страны из года в год формируется по так называемому оптимистичному сценарию.

К примеру, осенью 2018 года нам сообщили о параметрах республиканском бюджета на 2019-2021 год. Конечно, тогда ни о какой пандемии никто и не думал, и валютный курс на 2019-й был определен в 350 тенге за доллар при цене на нефть в 60 долл. за баррель. В бюджете на три года. Реально это? То есть бюджет верстается на основе таких макроэкономических показателей, которые не столько отражают реальность, сколько создают ощущение, что в экономике все под контролем.

Давным-давно предлагалось, что в наших условиях необходимо перейти хотя бы на краткосрочное планирование. И то, что мы до сих пор в наши непредсказуемые времена верстаем бюджет на три года, не может не вызывать удивления. Этот процесс уже превратился в чистую формальность, создающую иллюзию среднесрочного планирования. А в нынешних условиях даже годовое планирование неприемлемо, так как спрогнозировать макроэкономические показатели на год не удавалось никогда.

Поэтому мы даже не рискуем, если предположим, что и этот трехлетний бюджет исполнен не будет, объемы трансферов из Нацфонда будут гораздо больше, и стране придется прибегнуть к заимствованиям еще более значительным.

Сергей КОЗЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых