В ИЮНЕ 2010 ГОДА Я ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В СЕМЕЕ НА БАЗЕ КАЗАХСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА. МОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ БЫЛО ПОСВЯЩЕНО ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНДЕРНОЙ И УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН [газетная статья].
Я тогда по-новому посмотрел на закон РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» и на наши отрасли права криминального цикла.
С одной стороны, замечательно, что в стране у лиц обоего пола равные права на любую социальную деятельность, что законодательно предотвращается дискриминация по гендерной принадлежности. С другой – никуда не деться от биологических законов с изначально разным у мужчин и женщин набором хромосом, природных ролей, устройством психики. Даже, как утверждают врачи, отличий в развитии заболеваний и лечении. Оправдана поэтому и важна деятельность Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК. Но эти особенности должны учитываться во всех сферах общественной жизни и государственного устройства, где отправлению правосудия отведена огромная роль.
Будучи специалистом по уголовному праву, вижу, что женщин и мужчин как субъектов преступления сравняли между собой, и это вызывает немало вопросов. Есть некоторые оговорки по части смягчения условий для женщин в местах заключения – применительно к возрасту, беременности, материнству, когда дети малолетние. Если вернуться к истокам и традициям обычного права казахов, к материалам, собранным гордостью казахстанской юридической науки профессором Салыком Зимановым, то станет ясно, насколько гуманным и сострадательным было отношение к женщинам той поры. Правда, тогда они ни в криминале не были замечены, ни тюрем в степи не было.
Я пользуюсь каждой возможностью предложить своё видение применения уголовного права для женщин. Смысл его – ввести новые, облегченные виды наказаний, сделав основной акцент на общественные или исправительные работы. Я не сторонник заключения женщин под стражу, лишения свободы. Даже наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений должно стадиях – от подозреваемой до осужденной, независимо от её платежеспособности. Специфической надлежит быть процедуре расследования, методикам судебных экспертиз. Требуется пересмотреть правила содержания женщин в колониях, где не учитываются их элементарные потребности хотя бы в соблюдении личной гигиены. Это унижает женщину, и недопустимо в учреждениях, целью которых, даже в условиях лишения свободы, является установка, развитие в человеке достойных жизненных ориентиров.
Крайне важно обеспечить сопровождение женщинам после отбывания наказания, чтобы помочь их реинтеграции в общество и ресоциализации. Здесь и забота о здоровье, о наличии жилплощади, рабочем месте, восстановлении контактов с родственниками, с детьми... Всё это могут и должны взять на себя местные исполнительные власти и неправительственные организации.
И в заключение. Я являюсь убежденным сторонником проведения амнистии для женщин. Амнистий в стране было немало, приуроченных к важным датам и громким событиям. Если бы проявил политическую волю наш президент и поддержал парламент, это стало бы огромным шагом вперед в области соблюдения прав человека, прецедентом мирового значения, убедительно продемонстрировав конкретные шаги на пути к новому Казахстану. А нашему обществу помогло бы сплотиться на основе высшей ценности – человеческой свободы и осознания её незаменимости.
Марат Когамов, доктор юридических наук, профессор КазГЮУ им. М. Нарикбаева, почётный юрист РК