Примерное время чтения: 4 минуты
66

Человек смертен, особенно за рулём

Минувший уикенд отметился новым казахстанским антирекордом на дорогах. Только за два дня на территории страны совершено 75 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 27 человек [газетная статья].

Об этом сообщили в МВД страны. Больше всего ДТП совершено в Жамбылской области – 13, Мангистауской области – 6, Атырауской области – 4, ЗКО – 3. Все они произошли на загородных трассах, в ночное время.

Вы вдумайтесь: за два дня 75 аварий…

А вот лента новостей за несколько дней, предшествующих этому «убойному» уикенду, приводим только заголовки: «Пожилая женщина погибла при столкновении двух автомобилей в СКО», «Водитель авто сбил полицейского и пытался скрыться в Алматы», «Автовоз с новыми Tesla перевернулся на трассе в Жетысуской области», «Водитель сбил ребенка во дворе ЖК и врезался в детскую площадку в Алматы», «Автомобиль снес козырек подъезда в Усть-Каменогорске», «Врезавшийся в КамАЗ на мотоцикле подросток погиб в Атырау», «Школьника сбили на пешеходном переходе в Костанае».

Можно продолжать ещё долго. А вот статистика ДТП за прошлый год. Официальная, а она, как известно, не очень полная, но всё же показательная. В Казахстане за этот 2022 год зарегистрировано 13 407 дорожно-транспортных происшествий, что на 9,2% больше, чем годом ранее.

Из них совершено: 5000 ДТП с наездом на пешехода, 3200 столкновений транспортных средств, 1200 опрокидываний, 514 наездов на препятствия, 339 падений пассажиров. В результате дорожных аварий в прошлом году пострадало 19 511 человек, из них 12% погибли, 88% получили травмы.

То есть погибло свыше 2300 человек, или примерно по шесть человек в день… Если это не сводка какого-то безумия, то, может быть, кто-то подскажет какое-нибудь иное определение.

Почему в нашей стране происходит это безумие? Причём, повторяем, каждый день и каждую ночь. Обратимся, опять же, к сухому языку полицейских, которые регулярно отмечают: «Высокий уровень аварийности на дорогах сохраняется из-за низкой транспортной дисциплины и качества подготовки водителей». Это главная, основная и порой единственная причина того, что наши люди тысячами гибнут на автодорогах. 

Если говорить проще, наши водители просто отвратительно ездят, пренебрегают и собственными жизнями, и жизнями людей, находящих в авто и на дорогах. В том же 2022 году полиция пресекла свыше 5 млн нарушений ПДД (!). Задержаны более 20 тысяч пьяных водителей, около 25 тысяч лишены права управления транспортными средствами. Также 20 тысяч казахстанцев  подвергнуты административным арестам.

Такому положению дел способствует снижение требований к автошколам и качеству подготовки водителей, о чём мы неоднократно писали.

Сейчас обучение водителей осуществляют 747 центров. Для их открытия с 2018 года не требуется получения лицензий и разрешений. А в 2020 году и вовсе прекращен государственный контроль за их деятельностью. То есть исключена административная ответственность за некачественную подготовку и зачастую учебный процесс проводится формально.

Анализ соответствующих полицейских служб показывает, что 50% водителей, виновных в совершении ДТП со смертельным исходом, самоучки...

Вторая причина – рост автопарка страны. С 2019 года по сегодняшний день количество транспорта возросло с 3,9 млн до 5 млн единиц. При этом автопарк стареет. Срок эксплуатации более половины всех автомобилей в стране превышает 20 лет. Это приводит к их изношенности. На этом фоне не обеспечивается должный контроль за техсостоянием автотранспорта.

Ну и, наконец, состояние дорог и дорожная инфраструктура. Так, по статистике, на населенные пункты приходится 75% ДТП, 28% смертельных случаев по причине наезда на пешеходов. И больше всего происшествий с пешеходами приходится на Шымкент и Алматы, Алматинскую, Туркестанскую и Мангистаускую области. Как утверждают полицейские, там отсутствуют тротуары, пешеходные переходы и освещение в темное время суток.

Если обобщить всё это, то решение проблемы безопасности на дорогах с помощью только видеокамер, как предлагают многие специалисты в данном вопросе, видится проблематичным. А как решать, тут, наверное, необходимо вмешательство не только компетентных полицейских органов, но широкой общественности. Тут как никогда к месту был бы общественный диалог, учитывая, что люди-то гибнут каждый день. В том числе и дети.

И последнее. Аналитики ВОЗ подсчитали уровень смертности на дорогах на 100 тыс. человек почти в 150 странах мира. Лидирует африканский регион – 26,6, что, в принципе, объяснимо. Считается, что в странах с низким среднедушевым доходом смертность выше, а с высоким, соответственно, ниже. Поэтому меньше всего людей погибает на европейских дорогах, уровень смертности там составляет 9,3 чел. на 100 тыс. населения.

А мы где, как думаете? В Европе или в Африке? Правильно! Ещё, правда, не совсем там, где вы думаете, но стремительно к этому самому африканскому месту приближаемся: если в бывших советских республиках в среднем уровень смертности составляет 14,7, то в Казахстане он в 1,5 раза выше – 24,2.

Любопытно, что на втором месте в этом рейтинге находится Киргизия, где на 100 тыс. человек приходится 22 жертвы ДТП. Россия занимает третье место, уровень смертности там составляет 18,9

Сергей КОЗЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых