Примерное время чтения: 7 минут
277

Мы идем, не дожидаясь вызова

Как поменять истории болезни на истории здоровья

И ЖИЗНЬ ХОРОША, И ЖИТЬ ХОРОШО, ЕСЛИ НИГДЕ НЕ КОЛЕТ, НЕ ЛОМИТ, В МЫСЛЯХ СОЛНЕЧНО, А В ТЕЛЕ СПОКОЙНО. ПОТОМУ ЧТО, КАК СКАЗАЛ ВЕЛИКИЙ ИСТОРИК АНТИЧНОСТИ ГЕРОДОТ, «КОГДА НЕТ ЗДОРОВЬЯ, МОЛЧИТ МУДРОСТЬ, НЕ МОЖЕТ РАСЦВЕСТИ ИСКУССТВО, НЕ ИГРАЮТ СИЛЫ, БЕСПОЛЕЗНО БОГАТСТВО И БЕССИЛЕН РАЗУМ». КАЗАЛОСЬ БЫ, ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ У НИХ ТОГДА НЕ БЫЛО, ПРОДУКТЫ НЕ РАЗБАВЛЯЛИСЬ ХИМИЧЕСКИМИ ДОБАВКАМИ, ИММУНИТЕТ НЕ АТАКОВАЛИ АНТИБИОТИКИ… [газетная статья]

Но то, что здоровье – это свобода, люди поняли с незапамятных времен и передали нам. Мы в свою очередь передали заботу о себе любимых государству сиречь врачам, будучи в полной уверенности, что ответственность эту будут они соблюдать неукоснительно. Они-то стараются, но и нам бы неплохо примкнуть к данному процессу… Своими мыслями на сей предмет делится наша собеседница Рабига Хожамкул, координатор проекта по разработке и внедрению механизма общественного мониторинга и обратной связи с населением в организации здравоохранения по Алматы и Алматинской области.

Рабига Хожамкул.
Рабига Хожамкул.

ДЕСАНТ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ

– Рабига, если короче и понятнее, в чем суть проекта?

– На медиков пациенты нередко жалуются. Мол, бываем недостаточно внимательны, вообще непонятно, кто и за что отвечает в нашей системе. Но человек выступит с критикой, а дальше, как говорится, тишина. Кроме жалобы надо же и предложить что-то!

– В прежние годы это называлось «конструктивная критика». Скажите на милость, что, к примеру, я, не будучи специалистом, могу предложить медперсоналу? Каждый должен заниматься своим делом, не так ли?

– Согласна. Но проект предполагает диалог населения и медицины, который давно существует в развитых странах. Вот пример. В рамках первичной медико-санитарной помощи мы переходим на обслуживание участков командой, в которой кроме участкового врача несколько медицинских сестер или медбратьев, других вспомогательных специалистов – соцработник, психолог, акушерка. А у части жителей возникло недовольство. Зачем так много медиков и чем они вообще решили заниматься? Типа на что идут деньги из бюджета?

Хотя это упрек нам в первую очередь. Не смогли донести до людей оптимальность подобной расстановки сил, которая помогает систематизировать работу, лучше справляться с уязвимыми моментами в плане помощи населению. Отступает в прошлое система, по которой человека как бы вылечили, точнее, поставили на ноги, и он выпал из поля зрения до следующего обращения к врачу.

Сейчас люди страдают множеством неинфекционных хронических заболеваний: гипертонией, сахарным диабетом, легочными, сердечно-сосудистыми. Но при этом могут качественно жить десятки лет, не попадая в стационар. Если будут получать профилактические мероприятия, дозированные физические нагрузки, делать несложные спортивные упражнения, правильно питаться… Окажись все мы вдруг организованными, не склонными к лени и всяким уловкам, то проблемы снялись бы сами собой. Но пока сегодня необходимы поддерживающие структуры.

– Их роль надлежит исполнять десанту в белых халатах?

 – В некоторой степени. Конечно, не следует думать, что к одному пациенту сразу явится вся команда. Для поддержки достаточно медсестры, работающей по программе управления заболеваниями. Вот вы, например, гипертоник со стажем, состоите на диспансерном учете в поликлинике и корректируете свое состояние препаратами. Визит к врачу для корректировки лечения понадобится не чаще одного раза в год. В случае если вдруг поднялось давление, приход медицинской сестры вполне снимет эту проблему, при необходимости она же обеспечит навигацию посещения узких специалистов.

Представьте себе, наши люди зачастую не информированы по части анализов, полагают, что все они только платные. Оттягивают до последнего, рискуют здоровьем. Другим, напротив, кажется, что только в частном медцентре они получат правильные результаты. Кому-то может понадобиться помощь социального работника, особенно одиноким, в возрасте 65+, с инвалидностью.

Есть медсестры, которые занимаются кейсами детей в возрасте до пяти лет. Особая тревога за малышей в неблагополучных семьях, поэтому, как правило, визиты туда происходят вместе с социальным работником. Надо выяснить не только состояние здоровья ребенка и мамы, но и условия жизни, полноценность питания, ухода. Словом, обратная связь предполагает, чтобы все слои населения знали, к кому обращаться, куда идти со своей проблемой. А мы должны обеспечивать людей всей необходимой информацией.

УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА

– Получается?

– В таком режиме мы работаем год, и в начале было нелегко наладить коммуникации. Но произошел неожиданный парадокс: самые активные жалобщики понемногу превратились в лучших помощников, стали нашими активистами, организовав комитет общественного доверия. Могу это утверждать на примере Энбекшиказахского района Алматинской области, где наш проект реализуется весьма успешно. Сейчас трудно представить, как бы мы обходились без них. Сами знаете, что трудно решались многие вопросы из-за пандемии. Задержка поставок привела к временному дефициту препаратов от диабета. При других взаимоотношениях конфликт мог бы зашкалить. Но теперь эта ситуация нас объединила, удалось ясно и уважительно донести до людей информацию о происходящем и получить на нее адекватный ответ.

Не секрет, что многие люди нуждаются в реабилитационной помощи при целом ряде заболеваний, среди них немало детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. А места для занятий в Есике нет. Предлагали проводить занятия в больнице, но потом справедливо решили, что это не выход. Нужен многопрофильный реабилитационный центр. Наш председатель комитета общественного доверия отправился к акиму, и в результате районные власти определили участок, отработали смету. Теперь слово за медициной, мы отправили врачей в резидентуру для получения квалификации детских реабилитологов и психологов.

БЕЗ НАГРУЗКИ НА БЮДЖЕТ

– Этот проект пока работает в пилотном режиме. Будет ли он внедрен в целом по стране?

– Сейчас он охватил несколько областей Казахстана и, судя по всему, продолжится на постоянной основе, хотя решение за Минздравом. Эта система не требует дополнительных финансовых затрат, не будет нагрузкой на государственный бюджет, потому что представляет собой внутреннее переформатирование медицинского обслуживания населения.

Благодаря помощи Всемирного банка были подготовлены координаторы из числа медиков, которые смогут поставить работу на местах. Это испытанный опыт, он осуществляется в рамках Всемирной организации здравоохранения и призван увеличить права и возможности населения.

Я по профессии врач-гинеколог, долго занималась практикой. Потом окончила по программе «Болашак» магистратуру в США. Когда в 2016 году начались реформы в медицинском образовании, погрузилась в них с головой.

Быть организатором в медицинской сфере. Это очень важно, потому что возможно помочь сразу многим людям.

Светлана СИНИЦКАЯ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)