Учебный год надвигается неумолимо. Осталось до него всего три недели. Большинство школьников и студентов начнут его в онлайн-режиме. Ввиду того, что эпидемиологическая ситуация всё ещё тревожная и прежде всего нужно заботиться о здоровье юных горожан. [газетная статья]
Всё понятно. Как и то, что страна, скажем деликатно, не очень готова к всеобщему дистанционному обучению. Это понимают все, в том числе и чиновники, которые за это дело отвечают.
Мы сейчас не говорим о самой системе онлайн-образования. По этому поводу кипят яростные споры, которые могут разрешиться лишь спустя какое-то время, когда будет совершенно ясно, что пришло в активную жизнь новое поколение, которое воспринимает мир и всё, что внутри него и снаружи, совершенно не так, как предыдущие.
Ничего страшного? Конечно. Всё всегда меняется, почему в наше время должно быть по-другому? Мы с вами тоже во многом непохожи на наших родителей, а наши родители – на своих родителей и так далее.
Но вот пример, который хотелось бы привести и который многим покажется даже смешным и не заслуживающим внимания. Есть такая игра – шахматы. Обучиться ей в том же режиме онлайн сегодня не представляет никакой сложности. Для этого в сети есть огромное количество уроков и лекций.
Так вот, если ребёнка обучать играть в шахматы только онлайн, начиная с усвоения правил и далее по возрастающей, то он никогда не станет сильным шахматистом. Любой специалист в шахматах скажет вам, что такой игрок неизменно будет в проигрыше, то есть неконкурентоспособным, когда он сядет за доску – лицом к лицу с соперником, получившим традиционное шахматное образование, который, помимо сетевых уроков, занимался с педагогами, тренерами, участвовал в реальных турнирах и матчах.
Но хоть как-то играть онлайн-ученик, безусловно, научится.
Однако беспокоить нас должно не только это. Не то, какого качества онлайн-образование могут получить наши дети. Беспокоит то, что многие из них могут вообще никакого не получить. Как не получили тысячи казахстанских школьников весной этого года. Что было признано повсеместно.
И за это неполучение, как у нас водится, никто не понес ответственности, не были названы имена чиновников, неизвестно куда потративших средства на цифровизацию, которые бодро отчитывались об успешно проделанной работе, о том, что мы стремительно движемся к числу наиболее передовых в данной сфере стран мира и т.п.
Отчитываются чиновники и сегодня. Об огромной работе, которую они проводят в подготовке к учебному году. Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов недавно даже сказал: «Мы очень переживаем, чтобы дети не снизили, не потеряли образовательный уровень». И не верить ему у нас пока нет оснований. А вот беспокоиться и переживать вместе сминистром – основания есть. И основания более чем серьёзные.
Сергей КОЗЛОВ