Министр образования Казахстана Асхат Аймагамбетов подвел итоги Единого национального тестирования.
Имеет ли учитель право забирать телефон в Казахстане
Министр напомнил, что в 2019 году было решено ужесточить правила сдачи ЕНТ. В частности, была введена норма об аннулировании результатов тестирования, если у абитуриента найдут запрещенные предметы. При этом неважно, успел выпускник воспользоваться ими или нет — результат был один.
По словам Аймагамбетова, это снизило средний балл ЕНТ. Упало и число абитуриентов, набравших пороговый балл. Но это цена за академическую честность, считает глава МОН.
«За слабую организацию работы и нарушение правил проведения процедуры были наказаны члены и руководители комиссий.
Нам приходилось ежедневно вносить изменения в составы комиссий при пунктах проведения ЕНТ, заменять или отстранять от этой работы недобросовестных коллег.
Более того, в нескольких пунктах мы были вынуждены и вовсе отменить и перенести тестирование на другие дни из-за открытых и наглых попыток организации массовых нарушений. Это было в ВКО и Туркестанской области», — сообщил министр.
Также Аймагамбетов подчеркнул, что ужесточение правил ЕНТ дало свои результаты. С недавних пор даже попытка проноса запрещенных предметов начала нести за собой недопуск на экзамен.
«В итоге число проносов запрещенных предметов на экзамен снизилось в 70 раз: в 2019 году было изъято 128 тысяч телефонов, в 2020 году — 2500.
Но при этом в 100 раз выросло количество фактов аннулирования результатов.
За 128 тысяч фактов проноса запрещенных предметов в 2019 году были аннулированы результаты ЕНТ только у 24 абитуриентов, а в 2020 году — у всех 2500 человек, у которых были обнаружены запрещенные предметы», — сообщил министр.
Кроме того, Аймагамбетов рассказал о необходимости модернизации самой процедуры проведения ЕНТ.
«В век цифровизации недопустимо тратить 1,5 миллиарда тенге на обеспечение участия в составах комиссий нескольких тысяч человек, тем более, что это не дает должного эффекта. Поэтому процедура поэтапно перейдет в электронный формат с обеспечением современной системой прокторинга и видеонаблюдения», — поделился Аймагамбетов.
В заключение Асхат Аймагамбетов раскритиковал содержание вопросов в тестах.
«Несмотря на то, что в последние годы проводилась работа по обновлению базы тестов, часть вопросов все еще нацелена на зазубривание и запоминание фактов, причем не самых важных.
И от этого теряется важность самого процесса обучения. Во главу угла должны быть поставлены критическое мышление и функциональная грамотность, а не автоматическое воспроизведение заученной информации.
Нам предстоит решить вопрос по полному обновлению базы тестов по примеру западных SAT и PISA, когда оцениваются функциональная грамотность и умение применять знания на практике. И это должны быть вопросы совершенно другого характера, которые невозможно зазубрить, а соответственно и списать», — считает министр образования.