В Казахстане до сих пор работают школы, построенные полвека назад, а то и гораздо раньше [газетная статья].
К примеру школа №35 в южном мегаполисе была сооружена еще в 1934-м. С той поры и стоят у её входа два величественных шара из цемента, символизирующие, видимо, земной шар на пару с глобусом. Древность школе не помеха? Как сказать… С одной стороны, «надышанность» в её стенах многими поколениями должна внушать пиетет нынешнему школярскому сословию, с другой – ничего хорошего нет в постоянных капремонтах и ожиданиях, где в очередной раз посыплется или рванёт. По информации Минпроса, свыше 30 аварийных школ насчитывается сегодня в Казахстане. В основном в южных районах с высокой плотностью ученического населения. Скученность в классах и аварийность – признак двойной опасности.
Но и в других регионах случается всякое. Прошлогодней весной в школе-гимназии села Токуши Северо-Казахстанской области рухнула крыша актового зала. В одной из школ Западно-Казахстанской области поплыла от весеннего паводка стена. Где-то деньги на ремонт подолгу не выделяются, где-то растаскиваются по жадным карманам, как в столичной области, где оказались похищенными 26 млн тенге, выделенных на ремонт школы.
А теперь о хорошем. Правительство одобрило нацпроект «Комфортная школа», разработанный по поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева. Считается, что по масштабности и значению проект получился беспрецедентным, потому что предполагает полную ликвидацию аварийных школ, трехсменок и должен покончить с дефицитом ученических мест, чего не удавалось сделать в течение многих лет.
По всему Казахстану до конца 2025 года запланировано построить 401 новую школу для более 800 тысяч ученических мест, оснащенных по всем современным стандартам. Причём как в больших и малых городах, так и в удаленных населенных пунктах всех регионов страны. Общий бюджет проекта 2,6 трлн тенге. Это означает, что уйдут в исторической прошлое и 50 надворных школьных туалетов, пока остающихся после ликвидации жутких 2700. В Восточном Казахстане уже есть наглядный пример материально-технической модернизации среднего образования. Причём первая школа повышенной комфортности вошла в строй действующих осенью прошлого года, не дожидаясь официального начала нацпроекта, и не в областном центре, а в Риддере.
Сказать, что её директор Эльвира Бытыкова счастлива, всё равно что не сказать ничего. Для 20 классов созданы все условия для учёбы, рекреации и безопасности пребывания. Расписание занятий выводится на экран у входа. Полы противоскользящие, есть лифт. Это особенно актуально для детей по системе инклюзивного обучения. Вместо унылых гардеробных оборудованы персональные шкафчики с фамилиями на дверцах. Учебные кабинеты рассчитаны на 24 учащихся, типовая мебель в них регулируется по высоте, иначе говоря, на разные возрастные категории. Столы для первоклашек модульные, можно сидеть вдвоём или поодиночке. Проявлена очевидная забота о родителях, привозящих своих чад на занятия на личных авто. Не в пример другим школам во множестве городов, возле которых проезжие магистрали забиты машинами в утренние и вечерние часы, здесь выделена просторная парковка. Поскольку начало получилось таким обнадеживающим, то у руководителя управления образования ВКО Инессы Чернышёвой есть полная уверенность, что запланированный в рамках нацпроекта ввод с 2023 по 2025 год 12 комфортных школ по области на 4800 ученических мест состоится.
Светлана ДИМОВА