Любая система образования архаична. Она всегда находится в процессе изменения, чтобы соответствовать времени. Особенно это актуально, когда происходят радикальные изменения в обществе, наподобие тех, что произошли в нашей стране в последнем десятилетии ушедшего века. [газетная статья]
Тогда вся прежняя структура образования в стране подверглась стремительной деформации. В течение жизни одного поколения произошло несколько реформ как среднего, так и высшего образования. Но это были не только, так сказать, технические изменения, когда менялось количество уроков или лекций по тем или иным предметам, – менялись и приоритеты, и цели самого образования.
К примеру, в самом начале 90-х годов, и это многие должны еще помнить, было провозглашено, что стране отнюдь не нужно такое количество выпускников профтехучилищ, а будут нужны юристы, менеджеры, маркетологи. Вот их и надо готовить, чтобы страна наша не отстала от других и достойно вошла в рыночную экономику. Об этом говорилось пафосно с высоких трибун. Пришло, мол, новое время, и теперь нам нужны совсем другие специалисты.
У нас сразу появилось огромное количество специалистов в области образования, это напоминало ситуацию, извините, с футболом. Сидя на диване, любой болельщик знает, как нужно играть его любимой команде и как играть не следует, кого из игроков выставить на матч, а кого нет. Ну и, конечно, кто должен команду тренировать. То же самое и в образовании. Почти все знали, как нам его сделать современным, востребованным и эффективным.
Было написано огромное количество научных статей и исследований, монографий и аналитических записок. Не говоря уже о публицистике. Безусловно, во всем этом почти всенародном обсуждении участвовали и профессиональные педагоги. Они выдвигали свои концепции реформ, предлагали свои идеи на основе своего опыта. Обобщить все это, выделить наиболее востребованное было задачей все тех же чиновников. Как правило, заметим, они были из бывших преподавателей.
Что из всего этого получилось? Да то же самое, что и всегда. Системой образования у нас все недовольны, и все ее критикуют. Так это было всегда. И в советские времена, только об этом предпочитают не вспоминать, потому что контраст между тем, что было, и тем, что есть, уж слишком резок.
Но время идет, а обучать детей надо. И высшее образование получать тоже надо. И обучают, и получают. Какое есть, какое доступно. И так будет всегда: и недовольство, и стремление образовываться, и реформы образования.
Однако вот крамольная мысль, которую в стихах выразил поэт и писатель Владимир Солоухин в 1960-м году:
Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости,
Вернее, по стольку разлито,
Кто сколько способен взять…
Почему крамольная? Так ведь это про все на свете, про всё, что мы хотим в жизни получить. Вне систем и реформ. В том числе – и про образование.
Сергей КОЗЛОВ