Более 1700 школ построено в Казахстане за годы независимости. За счёт республиканского бюджета ежегодно их возводится от 110 до 170. Но пока сохраняется проблема аварийных учебных зданий [газетная статья].
По данным Министерства просвещения, из 7631 школы 710 – неприспособленные помещения, аварийные, саманные, где к тому же занятия ведутся в три смены. Одно дело построить «комфортную школу» в населенном пункте рядом с городом, обеспеченным необходимой инфраструктурой. А если, как Мойынкумском или Шуском районах Жамбылской области, есть проблемы с водопроводом и природным газом? Следовательно, каждый отдельный проект в рамках основного должен тщательно продумываться, чтобы не получилось профанации прекрасного замысла.
В Жамбылской области в рамках проекта «Комфортная школа» планируется строительство 20 общеобразовательных объектов. Из них пять будут расположены на территории Тараза. Известный в регионе строитель Рахманкул Байтелиев считает, что школы в их местности не должны быть выше трех этажей, так как она относится к сейсмоопасной зоне. Но это не означает, что отказ от пятиэтажек повлечёт нарушение основных элементов «комфортной школы», её наполнение современным технологическим оборудованием.
Не надо забывать и о том, что несколько лет назад в стране осуществлялась программа «100 школ, 100 больниц». Тогда в области вошли в строй десятки современных, прекрасно оснащенных школ. Семь-десять лет для школы не возраст, она только набирает силу, устойчивый кадровый состав. В плане оснащения в них все на хорошем уровне вплоть до широкополосного интернета.
Мнения экспертов разделились, не все уверены, что за три года реально построить и оснастить 500 школ в Казахстане.
Может быть, и вправду лучше удвоить сроки, чтобы в спешке не потерять качество. Школам нового Казахстана в первую очередь нужны сильные педагогические кадры, а их за короткий срок не вырастить. К тому же нельзя забывать о необходимости проведения проверок технического состояния школьных зданий, которым больше полувека. Им в такой же степени требуется создание комфортных условий для организации полноценного процесса образования и воспитания.
Светлана Димова