МНЕ СЕГОДНЯ ПОЗВОНИЛА ДЕВУШКА: «СПАСИТЕ! Я СЕРЬЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК, СПЕЦИАЛИСТ С СОЛИДНЫМ СТАЖЕМ. НО СЕЙЧАС МОЯ КАРЬЕРА ВИСИТ НА ВОЛОСКЕ. НУЖНО ВЫСТУПАТЬ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ, А Я ЭТОГО БОЮСЬ, КАК ОГНЯ. ВО ВРЕМЯ ПОСЛЕДНЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ СО МНОЙ СЛУЧИЛСЯ ПРИСТУП, ВЫЗВАЛИ СКОРУЮ: НЕ МОГУ ДЫШАТЬ, ТАХИКАРДИЯ, НЕРВНЫЙ ШОК. ПОДСКАЖИТЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ? ЕСЛИ Я НЕ СПРАВЛЮСЬ С ПРОБЛЕМОЙ, ЛИШУСЬ РАБОТЫ» [газетная статья].
Я выслушала эту историю с привычным уже чувством жалости и удивления. Поясню сейчас обе свои эмоции. Первое. Я профессиональная актриса, режиссер, педагог по ораторским практикам. И реально сочувствую руководителям, предпринимателям, специалистам, которые вынуждены сейчас резко стать блогерами, журналистами, артистами и ещё бог знает кем. Эпоха «диджитальных» коммуникаций захлестнула нас в пандемию и, судя по всему, не собирается отпускать. Все мы теперь «недоэксперты», если не умеем выступать публично.
В странах Запада, к слову сказать, эта культура развита значительно больше. Там любой ребенок «запитчит» своим родителям, почему ему необходимо купить щенка, и выстроит цепочку «тезис – проблема – решение – призыв» лучше, чем наши специалисты с высшим образованием.
Почему? Да потому что их этому учат. С детства. А в нашей ментальности не принято было придавать значения таким глупостям, как эмоциональный интеллект, риторика, сторителлинг и прочие «софты». Не то чтобы я была безоглядным апологетом античного канона обучения, который был позаимствован западными школами. Но факт остается фактом.
Перейдем ко второй моей эмоции – удивление. А с чего мы, собственно, взяли, что все эти навыки появятся у нас сами собой? Никто не умеет с рождения ездить на велосипеде, работать за компьютером или просто готовить суп. Всему нужно учиться. Почему мы не экстраполируем эту простейшую логику на процесс коммуникаций?
Девушка, которая позвонила ко мне с просьбой о помощи, прежде обращалась к психологам, чтобы ее вылечили от неуверенности. Даже не осознавая того, что эта самая неуверенность есть естественная реакция на собственную некомпетентность.
Вывод напрашивается сам собой. Если в нашу жизнь ворвалась необходимость выступать публично, давайте получать образование. Пора вводить уроки публичных коммуникаций в обязательную школьную программу. Чтобы не было потом тахикардии и диареи.
Вероника Насальская, художественный руководитель театра БАТА, актриса, режиссёр, сценарист.