Лето красное в разгаре. Но не зря говорят: «Готовь сани летом». По осени снова будем считать, сколько у нас в Казахстане не хватает учителей старшего, среднего и младшего звена. Сколько школ до сих пор являются трёхсменными. Почему, несмотря на все благие порывы, продолжает тормозиться образовательный процесс [газетная статья].
Наши чиновники от образования, похоже, никогда не учились в школе. Если бы учились, то знали, что механическое увеличение заработной платы педагогам проблем образования не решает. Но у нас упорно продолжают «ставить телегу впереди лошади»: пристройки к переполненным школам сдают несвоевременно, сейсмоусиление зданий школ, которое можно было сделать за лето, растягивается на 1,5-2 года. И пока педколлектив и учащиеся привычно ютятся по другим школам и приспособленным помещениям, к концу ремонта часть педагогов в школу не возвращается.
В пресловутых трёхсменках многие учителя не имеют своего класса, кочуя по чужим. Чиновные люди требуют от них всё больше отчётов. О том, что педагог давно превратился в предметодателя, никто не вспоминает. Раз получил диплом и пришёл в школу, ты всем обязан. Особенно ярко это проявилось во время пандемии. Обучение на удалёнке выявило, что у трети учителей дома нет компьютеров (как и у многих детей), не все школы в Казахстане до сих пор укомплектованы оргтехникой, интернет-программы виснут, а дети за два года ковида соскучились по живому общению с одноклассниками.
Конечно, «построить» учителя легче, чем построить современную школу. Он – и патриот, и пропагандист, и психолог. В общем, должен проводить правильную политику государства. А учить когда? Легко! Даётся задание, ученики ищут информацию в интернете, скачивают, распечатывают, готовят реферат, несут в школу, получают достойную отметку. Все довольны: у учителя – стопка информации, авось сгодится. Дети отчитались и благополучно забыли, о чём готовили доклад. А потом мы удивляемся, что перед тестированием некоторые школьники накладывают на себя руки.
И ведь не перевелись ещё «педагоги со стажем», прекрасно знающие свой предмет и с помощью него сводящие с детьми счёты за свою неудавшуюся жизнь. Дети их ненавидят, но администрацию школ это не волнует. Новые макаренки, ушинские, песталоцци и яны-амосы-каменские у нас не появляются. И если блеснёт в тёмном царстве луч света – ему почёт на всю страну! Надо, чтобы это не было исключением из правил, а нормой. Тогда и педагоги в школу потянутся. А пока хотели как лучше, а получилось как всегда.
Андрей Черненко, журналист