Примерное время чтения: 2 минуты
17

Нужны ли в школе оценки?

ОДНАЖДЫ Я УШЛА ИЗ ЖУРНАЛИСТИКИ И СТАЛА УЧИТЕЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ. В НОВОМ ДЕЛЕ САМЫМ СЛОЖНЫМ ДЛЯ МЕНЯ ОКАЗАЛОСЬ… СТАВИТЬ ОЦЕНКИ. КАК УЛОЖИТЬ В ПЯТЬ ЦИФР ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА? КАК ИЗБЕЖАТЬ СУБЪЕКТИВНОСТИ? НУЖНЫ ЛИ ВООБЩЕ ОЦЕНКИ В ШКОЛЕ? ЗА МЕСЯЦ РАБОТЫ В КАЗАХСТАНЕ ПО ОБНОВЛЁННОЙ ПРОГРАММЕ Я ПО-НОВОМУ ВЗГЛЯНУЛА НА ЭТИ ВОПРОСЫ. [газетная статья]

Большинство российских школ сохраняет пятибалльную систему, оставшуюся с советских времен. На все замечания о том, что она негибкая, непрозрачная, навешивающая ярлыки отличников и троечников, мастодонты педагогики говорят, мол, школьная отметка – вещь интегративная. На неё влияет и уровень знаний и навыков ребёнка, и его прогресс, и поведение на уроке… Как в тройке или четвёрке дети и родители должны всё это распознать, не уточняется. Может, лучше обойтись вообще без них?

Однако эксперты считают, что школа без оценок – это далекий идеал. Самое интересное, что приходилось мне работать и в таком учебном заведении. Это была маленькая частная школа, придерживающаяся принципов гуманной педагогики. И что вы думаете? Дети сами просили ставить им оценки. Ученикам важно понимать, как они продвигаются в освоении программы, успешны они или нет. Так что школа совсем без оценок – тоже не вариант.

Переехав в Алматы, я столкнулась с принципиально другой системой. Ещё несколько лет назад в казахстанских школах царила та же советская традиция. Но вместе с «обновлёнкой» в учебные заведения пришло критериальное оценивание. Здесь в распоряжении учителя уже не пять, а десять и более баллов. А главное, школьники заранее знают, по каким именно критериям эти баллы будут выставляться. Они могут проверять – и себя, и учителя. Исключается субъективное отношение, включается осознанность детей. Правда, единицы из моих учеников могут по этим критериям адекватно оценивать работу соседа или свою. Здесь осознанность их подводит! Слишком заманчиво – поставить друг другу по 10 баллов. Но если они когда-нибудь этому научатся, это будет просто педагогический космос. Интересно, а насколько родители в Казахстане знают и ценят эти образовательные новшества?

Юлия Балабанова.
Юлия Балабанова.

Юлия Балабанова, журналист и педагог

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых